Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 97 След.

Не бойся сказки, бойся лжи

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Какие славные беседы здесь ведутся ...
есть ещё у кого-то сомнения, что сказки - "несерьёзно для взрослых" ? ;)




Мудрый малыш

монгольская сказка

Давно-давно жили на белом свете старик со старухой и семилетним сыном.
Всего добра у них было —хромая белая лошадь, три тощие черные козы да старая ветхая юрта.
В большой бедности жил старик, но сын его рос ловким и сметливым.

Однажды в юрту к старикам заехал переночевать один чиновник.
Это был человек без чести и совести, такой свирепый, что его страшилась вся округа.
Когда он вошел в юрту, семилетний мальчик сидел на кошме и пил кумыс из большой чашки.
Взглянул чиновник на ребенка и громко расхохотался.

— Вот это чашка! Не чашка, а настоящая колода.
Мальчик перестал пить и с удивлением уставился на гостя.
— Почтенный господин, неужели у тебя так мало скота, что его можно напоить из такой «колоды»?
Смутился чиновник и не нашел слов для ответа.

Утром, когда он собрался в путь, оказалось, что за ночь козы сжевали подпругу его коня.
Разозлился чиновник и говорит старику:
— Плати за убыток, не то худо будет! Мудрый малыш заступился за отца:
— Почтенный гость! Подпругу твоего коня сжевали козы. Вот и заставь их платить.

Промолчал чиновник, вскочил на коня и пустил его галопом.
Но тут конь провалился ногой в кротовую нору, и седок полетел на землю.
Рассвирепел чиновник и стал изо всех сил стегать коня кнутом.
Увидел это малыш и стал громко смеяться.
— Чего ты хохочешь, глупый мальчишка? — спросил чиновник.

— Как же мне не хохотать?
В народе говорят: Кто привык много врать, его конь когда-нибудь да провалится в кротовую нору, а сам он шлепнется наземь.
Значит, ты лгун и обманщик!

Ничего не ответил чиновник на дерзкие слова, взял коня под уздцы и поплелся своей дорогой.
Так мудрый малыш посрамил чиновника.
“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Цитата
Neo пишет:
. А если говорить еще жестче, за неоднократную, публичную ложь больших масштабов с серьезными экономическими и политическими последствиями я бы давал реальные сроки.

А вот это правильно!
И особенно жестко наверное стоит быть с теоретиками, которые выстраивают (с)ложные теории, по которым затем живем все мы и которые идут в ущерб всем, кроме определенных узких кругов, греющих от всего этого карман!

Цитата
vlgrus пишет:
Иногда критичным в распознавании лжи могут быть часы и минуты ( и даже секунды).
Распознавание через дни и месяцы - может быть неактуальным.

Это уже другой и не менее важный вопрос!
С Уважением
ЕВРЕЙСКАЯ СКАЗКА


Люди рассказывают притчи про мудрость царя Соломона, про то, как мудро и справедливо он разрешал тяжбы и споры.
Но случается, что и маленький мальчик может показать пример мудрости взрослым.
Вот какая история произошла однажды в давние-давние времена с двумя лавочниками.
Их лавки стояли на базаре рядом и были разделены всего лишь тонкой деревянной перегородкой.
В одной лавке торговали маслом, в другой продавались благовония.

Однажды вечером, перед закрытием рынка, лавочник, торговавший благовониями, заглянул через щель в перегородке к своему соседу и увидел, что тот пересчитывает золотые динары и складывает их в красный платок. Он тоже стал считать их.
В платке оказалось сто шестьдесят пять золотых монет. В платке оказалось сто шестьдесят пять золотых монет.
Лавочника обуяла жадность; ему очень захотелось завладеть этими деньгами. Он выбежал на улицу и завопил:
— Кара-у-ул! Ограбили! Украли мои деньги!
Тотчас прибежали стражники.
— Кого ты подозреваешь в краже? — спросили стражники.
— Не знаю… После того как я сложил деньги в красный платок, никто сюда не заходил, кроме моего соседа, торговца маслом.
А в платке было сто шестьдесят пять динаров!
Стражники заглянули к соседу и нашли в укромном местечке сто шестьдесят пять золотых динаров, завернутых в красный платок.

Торговец маслом клялся и божился, что это его собственные деньги, но ему не поверили, схватили его и бросили в темницу.
Судья начал расследовать это дело, но установить, кто прав, кто виноват, никак не мог.
Тяжбой заинтересовался даже сам правитель города, но и он ни в чем не смог разобраться.
В самом деле, кому следовало верить — торговцу маслом или его соседу? Кто из них говорит правду, а кто лжет?
В городе только и разговоров было, что об этом происшествии, но как распутать клубок, никто не знал.

Однажды, гуляя за городом, правитель повстречал детей, затеявших какую-то игру. Он услышал, как один из мальчуганов сказал:
— Давайте сыграем в суд. Ты будешь торговцем маслом, ты — его соседом, а я буду судьей.
Правитель города притаился за деревом и стал наблюдать.
Дети прикатили большой камень и усадили на него мальчика, который захотел быть судьей.
К нему подошли два других, изображавших лавочников.
— Это мои сто шестьдесят пять динаров, я их выручил за проданное масло, — произнес один.
— Нет, это мои деньги, — отвечал другой. — Я сосчитал их, завернул в красный платок и спрятал в ящик стола, а ты пришел и украл их.
Выслушав обоих, "судья" сказал:
— Принесите мне миску горячей воды.
— Зачем? — удивились другие дети.
— Я положу в нее динары. Если на поверхность воды всплывут капельки масла, значит, это деньги торговца маслом: он целый день возится со своим товаром, у него жирные руки, и монеты должны быть замасленные.
Если же ничего не всплывет — значит, это деньги его соседа.
Услышав это, правитель города вышел из своего укрытия, поцеловал мальчика-"судью", записал его имя и узнал, где он живет.

Вернувшись домой, правитель объявил, что долгожданный суд состоится завтра. Весть об этом тотчас же облетела весь город.
У здания суда собралась большая толпа.
Когда оба лавочника изложили свое дело, правитель приказал принести миску горячей воды и платок с золотыми динарами.
Он положил монеты в воду — и тотчас на поверхность всплыли капельки масла.
— Покажите миску народу, — распорядился правитель, — пусть все скажут, чьи это деньги.

— Конечно же, торговца маслом! Торговца маслом! — в один голос закричали люди.
Деньги были тут же возвращены их хозяину, а его жадного соседа заключили в темницу.
Тут все начали расхваливать мудрость правителя, а он поднял на руки маленького мальчугана и сказал:
— Не я, а этот мальчик разоблачил коварного обманщика!


“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Цитата
Neo пишет:
Ну в принципе смысл есть, хотя бы для того, чтобы со лжецом дел больше не иметь.
Но наша задача частной жизнью не ограничивается. Нам нужно научиться выявлять ложь на любом уровне, любого масштаба.

А чтобы выявить ложь на любом уровне и любого масштаба,..необходимо подняться над всеми уровнями, стать способным ВИДЕТЬ всё сразу. Но (вот опять - оказия),..если человек находится на ТАКОМ уровне, и воспринимает он всё
со своего уровня,.. какой смысл ему исправлять то, что не является его Творением. Он не является СОЗДАТЕЛЕМ, того, что видит
вокруг , что движется и изменяется каждый момент времени.
У того, кто хочет ОСОЗНАТЬ Природу всех явлений мира,..в котором он находится,..есть только один выход - ОСОЗНАТЬ
в Себе,..ТО,..чем он является ,..ОСОЗНАТЬ, что ОН и ЕСТЬ ТВОРЕЦ этого мира. И тогда ВОЛЕ ЕГО будет подвластно что угодно,
и убрать из своего мира лжеца - тем более.

Причем никакого насилия применять не надо.
Весёлая Ваша страничка Greg,..спасибо.


* * *
У лживой тайны нет секрета,
Нельзя искусственно страдать.
Нет, просто так не стать поэтом.
Нет, просто так никем не стать…
Кто нас рассудит, Боже правый,
Чего ты медлишь, что ты ждешь,
Когда кричат безумцы: «Браво!» —
Чтоб спели им вторично ложь.
И есть ли истина в рожденьи,
А может, это опыт твой,
Зачем же просим мы прощенья,
Встав на колени пред Тобой?
И, может, скоро свод Твой рухнет,
За всё расплатой станет тьма,
Свеча последняя потухнет,
Наступит вечная зима.
Уйми печальные сомненья,
Несовершенный человек,
Не будет вечного затменья,
Нас не засыплет вечный снег.
И просто так не появилась
На свете ни одна душа.
За всё в ответе Божья милость,
Пред нею каемся, греша.
Но мир — не плод воображенья,
Здесь есть земные плоть и кровь,
Здесь гений есть и преступленье,
Злодейство есть и есть любовь.
Добро и зло — два вечных флага
Всегда враждующих сторон.
На время побеждает Яго,
Недолго торжествует он.
Зла не приемлет мирозданье,
Но так устроен белый свет,
Что есть в нем вечное страданье,
Там и рождается поэт.
В. ГАФТ
Лора, вы сказочно красивы)))
Цитата
Лора пишет:
Весёлая Ваша страничка Greg,..спасибо.

Весёлая? Это хорошо, что читатели видят её такой, мне казалось, напротив слишком серьёзной,
и Вам, спасибо, Лора,


Сказка от J.C.

Мрачный осенний воздух наполнял таверну лёгкой печалью.
Тишина, покрытая густым облаком табачного дыма, нарушалась лишь треском горящих в камине поленьев.
Несмотря на ударивший морозец, посетителей было немного, и все они медленно и вальяжно потягивали эль из литровых глиняных кружек. Рыжая Мэгг, хозяйствовавшая за стойкой, откровенно скучала.
Некоторое оживление внёс своим появлением вновь вошедший, но ненадолго - он был довольно стар, и от него за версту пахло нищетой. Рыжая Мэгг, разглядев в его одежде полное отсутствие карманов (в которых могли храниться, например, деньги),
собралась было выставить непрошенного гостя.
Но вместо того, уставшая от однообразия, заявила: - Пинту горячего эля гостю и полголовы овечьего сыра, коли он нас позабавит весёлой историей!
- Благодарствую, хозяюшка. Мир и вам, добрые люди. Отчего не позабавить? - произнёс странник, подсаживаясь ближе к огню.

Посетители, давно скучавшие от ничегонеделания, начали сдвигать скамьи вокруг рассказчика, а Рыжая Мэгг предусмотрительно наполнила все кружки.

- Расскажу я вам, любезная компания, о Правде. - начал повествование старик - Нет-нет!
Это не будет проповедью, или нравоучением! Это больше легенда, хоть и правда. В общем, правда о Правде.
"Думаете, что Правда - абстрактное понятие? Ничуть! Она живая. Как я, или как вы.
Выглядит как? Да как может выглядеть Правда?
Каждый её по-своему может увидеть. Кому явится в обличии высокого сурового крепыша,
кому - дряхлой старухой с трясущимися руками, но чаще всего увидишь маленькую девочку с огромными синими глазами.
В общем, разная она бывает, Правда. Давно она живёт на белом свете. С самого, можно сказать, начала.
А что в начале-то было? Тьма одна и была. Мрак и чернь. А потом Правда родилась. Иль Бог её создал - кто в Бога верует.
Да только сразу светло в мире стало. Правда-то все самые потаённые закутки открыла.
И видно стало каждое пятнышко грязи, каждый дурной помысел.
Ничего нельзя стало спрятать - Правда каждого на чистую воду выводила.
"Хорошо!" скажете? Да. И я так скажу, и наша хозяйка благодушная.
Вот только нашлись люди, которым было чего прятать, было чего стыдиться. И вот, задумали Правду извести.
Нет, уважаемые, на сей раз без высших сил обошлось. Не Дьявол-Сатана, будь он проклят, задумал её извести, а люди.
Такие вот как мы. Нет, ну не такие, конечно, простите. Но и не существа иных измерений. Люди.
А извести-то её несложно. Она ведь живая. Как вы, или как я, к примеру. Да и невечная тоже. Не как Дьявол, чёрт его побери.
Вот изловили мрачные людишки Правду, и давай её казнить лютой смертью: маслом облили с головы до пят и факел поднесли.
Да только не горит она. Мечом голову секли - хоть бы хны! Тогда обвязали Правду каменьями, да со скалы в бухту бездонную сбросили. Довольные: Правду уничтожили. Да только об этих злодеяниях добрые люди узнали сразу же и покарали негодяев по закону.
Выжила Правда-то! Вот только не догадался поначалу никто - какой ценой.

А в ту чёрную ночь, когда Правду убивали, ни с того, ни с сего сгорел заживо поэт, который в стихах своих свет людям нёс, поярче солнечного. Да у художника местного, чьи картины с божьими творениями сравнивали, голова вдруг слетела напрочь.
А священник, о Честности и Справедливости учивший, водой морской захлебнулся прямо посреди проповеди.
Такая вот штука вышла. Каждый из них сердце свое чистое за Правду положил. Чтобы жила Правда-то на белом свете.
И повелось с той поры так: чтобы не сгинула Справедливость в мире, должен кто-то жизнь свою отдать.

А она, Правда-то, стареет, как я вот, или как вы, к примеру, и от дряхлости помереть может запросто.
Всегда нужны, выходит, сердца чистые. Нечистые не получится предложить. Или те, что и так уж биться должны прекратить.
Не выходит у преступников на плахе в миг раскаяния жизнь Правде подарить. И умирающий праведник уже ничего отдать не сможет. Только самые чистые и яркие души могут Правду от гибели спасти. Только за счёт их жертв живёт ещё она на Земле.
Сам я отчего за неё, родимую, не умер? Да кому нужна жизнь глупого старика? Откуда знаю про всё это? Да видел я её!
Вот как вас вижу, к примеру, или хозяйку нашу гостеприимную. И красивая она, скажу вам, Правда-то.
Раз на неё только глянешь, как душа Светом и Радостью наполняется. А коли говорить начнёт, - не отрываясь слушать станешь.
И грязь в себе сам увидишь, словно пятно на одежде. И собрать её сможешь, видимую, как сор и выбросить вон.
Грустная она, Правда, - понимает: за счёт самых лучших живёт, которые сами уже не живы.
Оттого и бояться стала она на глаза показываться. Вроде есть она, да не каждый узрит."

Молча обдумывали услышанное сидящие вокруг камина. Каждый о своём соображал, в глаза других не глядя.
И только Рыжая Мэгг своим умом трезвым и расчётливым заметила, что эль в кружках к концу рассказа убавляться перестал,
хоть пена давно уж осела. Посчитала недополученные монеты, да замахнулась на старика половником:
- Шёл бы ты отсюда, пёс шелудивый! Пригрели тебя - гостей повеселить, а ты, чтоб тебе пусто было, ещё большей тоски навёл!
Ступай по-хорошему, говорю! Да сыр, раз начал грызть, забирай.
Встал нищий рассказчик, бережно сыр в тряпицу полуистлевшую завернул и, увидев занесенный над собой аршинный половник, произнес с болью:
- Ну же! Бей, коли намахнулась! Давай! За Правду и пострадать не жалко.

“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Благодарю Greg,..Вас и Автора за замечательную сказку . :friends:
А ложь искоренима в любом обличье,..без неё,..Жизнь подаёт всё на блюдечке с голубой каёмочкой
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------.
У нас пропадают из вазы конфеты,
Их папа не любит, у мамы -диета,
К нам ночью приходит конфетная Жрушка,
А все говорят,я сластёна и врушка,
Никто мне не верит, хотят наказать,
А я им никак не могу доказать,
Что Жрушка приходит, крадётся к буфету,
Находит в нём вазу, а в вазе конфеты.
Съедает сама их, коварная Жрушка,
А фантики прячет, ко мне под подушку.



Злата Литвинова


СКАЗКА О ТОМ, ГДЕ ПРЯЧУТСЯ ЧУВСТВА

Правда и Ложь. Два вечных врага. Они старались никогда не встречаться.
А если и встречались, то демонстративно делали вид, что не знают друг друга. И только изредка, когда уж очень накипит, продолжали свой извечный спор.
Дело было на вечеринке по случаю смены Эпохи. Ложь, ослепляющая своим новым нарядом, подошла к Правде, гордо сидящей у фонтана Познания, и, вместо приветствия, сказала:
- Как же мне тебя жаль! Ты нужна людям все меньше и меньше! Если раньше они лгали только соображений личной выгоды,
то теперь они это делают просто потому, что так делают все. Правда больше не в чести.

- Ты ошибаешься. Правда не может быть забыта. Люди не стали лгать чаще. Тайное всегда становится явным, это знают даже дети.
Кто поддерживает тебя? Дети, которые бояться наказания? Преступники на допросе? Бизнесмены, скрывающие доходы?
Их единицы!

- Сними свои розовые очки!!! Лгут все! Мужчины и женщины произносят лживые слова любви, чтобы достичь своих интересов,
и уже только в количестве лживо произнесенных любовных признаний – я давно обыграла тебя!

- Этого не может быть!!! Да, есть такие, кто лжет, но большинство говорят чистую правду, они действительно Любят!

- Да? А потом бросают? Куда же деваются их чувства, если они любят??
Ведь сколько человек потом расстаются, после произнесения этих слов!

Призадумалась Правда. А куда же они деваются, эти чувства?
И решили они позвать Любовь для разрешения вопроса.

- Любовь, ты знаешь это лучше нас!
Скажи, если люди произносили признания в любви, а потом расстались, стали жить с другими, это была Ложь?

Любовь удивилась.
- Не обязательно. Очень часто на тот момент это была правда. А потом поменялись обстоятельства.

- Ты легкомысленно относишься к этому вопросу. Нам важно знать, куда деваются чувства???

- Тогда опросите все чувства. И найдете ответ на свой вопрос. Со своей стороны, уверяю вас, что Любовь никуда не девается.
Она живет в сердце, но очень часто окна этих сердец забиты Заботами и Проблемами, поэтому меня не слышно и не видно.

И пошли Правда и Ложь опрашивать все чувства.
Надежда и Вера тоже сказали, что остаются в сердце, но играют в прятки с Сомнением и Тревогой, поэтому кого-то из них и трудно отыскать.
Страсть и Вожделение сказали, что остаются в сердце, но за Усталостью и Подозрительностью иногда не видят ничего.
Уважение и Признательность сообщили, что тоже обитают в сердце, но очень часто там становится шумно от игры в прятки и грустно
из-за такого скопища чувств, поэтому они перемещаются в разум.
Разочарование признало, что оно любит закрывать дверь в сердце, а Боязнь активно ему помогает, хотя все остальные шумно протестуют.
И только Влюбленность прошептала, что любит новые ощущения и путешествия, поэтому долго в сердце не задерживается.

И что же? Правда и Ложь остались в растерянности.
Все чувства остаются на месте, в сердце, но люди просто не видят и не ощущают их? И кто же прав?

Спор зашел бы в тупик, не будь рядом фонтана Познания, знающего ответы на все вопросы.
Обратились тогда наши спорщицы к нему.
Познание не задумалось ни на секунду. Оно сказало:
- Вы забыли, что есть еще Порядочность и Верность. Спросите у них.

Порядочность и Верность были неразлучными подружками, поэтому они и отыскались вдвоем.
- И что тут непонятного? – удивилась Верность. Мы обитаем не в каждом сердце. А только в том, где нам остается место за Верой, Надеждой, Сомнением, Тревогой, Страстью, Вожделением, Усталостью, Подозрительностью, Уважением, Признательностью, Боязнью, Разочарованием и Любовью.
Чтобы нам нашлось место в сердце, оно должно быть большим. Тогда в нем обязательно есть Порядочность и Верность.
И нет места Лжи.

А Порядочность добавила:
- И чего вы вечно спорите??? И так все ясно.
Большое сердце - это только Правда.
Маленькое – это Ложь.
Поэтому Правда всегда побеждает. А чувства никогда не покидают сердце.
Они просто очень долго учатся находить общий язык и жить в мире друг с другом.

А Эпоха Человечности, которая только что сменила Эпоху Прогресса, мудро взяла Ложь под руку, и увела подальше от Правды, Порядочности и Верности – трех основных составляющих большого человеческого сердца.


“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Хороший финал у сказки - про то, как Эпоха Человечности сменяет Эпоху Прогресса... Суждено ли ему сбыться, вот вопрос.

Ну и конечно, полезно посмотреть себе в сердце и понаблюдать, кто там...живёт. :oops:
Догма

Китайский мудрец сказал Насреддину:
- Каждый должен вести себя так, как он хочет этого от других.
Сердце твоё должно желать того же, чего оно желает себе.
Мулла ответил:
- Одна птица лакомилась ядовитыми ягодами, не причинявшими ей никакого вреда.
Однажды она собрала немного этих ягод и угостила свою подружку лошадь...
Цитата
Nur пишет:
- Одна птица лакомилась ядовитыми ягодами, не причинявшими ей никакого вреда.
Однажды она собрала немного этих ягод и угостила свою подружку лошадь...

Загадочная догма, с подсказкой или намеком?
Если ягоды не причиняли птице никакого вреда, не значит, что причинили лошади.

Или по аналогии с крылатым выражением: - Что птице хорошо, то немцу лошади смерть?
Цитата
Katarina пишет:
Цитата
Nur пишет:

- Одна птица лакомилась ядовитыми ягодами, не причинявшими ей никакого вреда.

Однажды она собрала немного этих ягод и угостила свою подружку лошадь...

Загадочная догма, с подсказкой или намеком?

Если ягоды не причиняли птице никакого вреда, не значит, что причинили лошади.



Или по аналогии с крылатым выражением: - Что птице хорошо, то немцу лошади смерть?
Загадочная (?)...притча с названием " Догма" :nice_coincidence:
Что и объясняет её смысл ( как в поговорке про немца))): правильное и хорошее для одного не всегда таково для другого.
Сергей Серванкос

СКАЗКА ОБ ИСТИНЕ

«Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.» (Иоанна 17:17)

Жила была Истина, добрая и счастливая.
Только в мире, в котором она жила, ценились другие качества.
Доброта там считалась слабостью, а представления о красоте и счастье были очень далёкими от Истины, поэтому её, почти нигде не принимали.

Кое -где ей давали подаяния и даже сажали во главе стола, показывая гостям, но как только гости уходили Истину выгоняли прочь.
В других местах ею восхищались, часто цитировали её мудрые советы, но почти никогда не пользовались ими.

Были и такие, кто называл себя другом Истины, но когда она подвергалась нападкам своих врагов, мнимые друзья разбегались или вставали на сторону её противников.

Влиятельные люди часто прикрывались Истиной, обвиняя её в бесполезности. А чтобы отстаивать свои интересы, они развязывали войны против соседей, обвиняя их в притеснении Истины.

Учёные приложили немало сил, чтобы создать свою Истину и заменить ею настоящую, религиозные наставники их благословляли, а влиятельные люди финансировали их работу.

Двойник получился добрым и красивым. Доброта была сильной, а красота ослепительной. Мир рукоплескал своей Истине, и она стала самым почётным гостем почти во всех домах. Ей отдавалось лучшее: эфирное время, главные полосы центральных газет и самые высокие трибуны для выступлений.

А настоящая Истина стала скитаться по земле, стуча во все двери. Кое-где её жалели и пускали на ночь, а потом просили удалиться, чтобы не было неприятностей, поскольку искусственная Истина стала преследовать настоящую и очень хотела её погубить.

Так проходили столетия, и вот пришёл день, когда появился человек, который умер, защищая настоящую Истину, потом второй, третий,…, десятый,…, сотый и таких людей стало становиться всё больше и больше. Они называли творение людей Ложью и рассказывали правду об изгнаннице.

Люди полюбили настоящую истину и стали жить по доброму и счастливо.


“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis


Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её. Когда младший ангел увидел это, то спросил, для чего. Старший ответил:

— Вещи не такие, какими кажутся.

На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы ангелы спали в их постелях, где они могут хорошо выспаться. Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их единственная корова, молоко которой было единственным доходом семьи, лежала мёртвая в хлеве. Младший ангел спросил старшего:

— Как это могло случиться? Первый мужчина имел всё, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?

— Вещи не такие, какими кажутся, — ответил старший ангел. — Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро. Я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постели, пришёл ангел смерти за женой хозяина. Я отдал ему корову. Вещи не такие, какими кажутся. Мы никогда не знаем всё. И даже если имеешь веру, тебе надо ещё внушить доверие, что всё, что приходит, есть в твою пользу. А это поймёшь со временем. Некоторые люди приходят в нашу жизнь и быстро уходят, некоторые становятся нашими друзьями, и остаются на минуту. Вчера — это история. Завтра — тайна. Сегодня…

Настоящее — это дар. Жизнь есть волшебство, и вкус каждого момента неповторим!
Сказки Фрэнка Баума. Пропавшая Принцесса Страны Оз


13. ПРУД ИСТИНЫ


А что же Лягуш и Куки-Пирожница, которых мы покинули на окраине Страны Мигунов? Как раз в то утро, когда Дороти и ее друзья покинули город Геркус, Лягуш и Пирожница проснулись в лесу под деревом. Как ни печально, во всей округе не нашлось ни одной фермы, где бы захотели приютить высокомерного Лягуша с его скромной спутницей.

Лягуш проснулся первым и, увидев, что Куки еще спит, свернувшись клубочком на куче прошлогодних листьев, решил ее не тревожить, а прогуляться по окрестностям.

Выйдя из лесу, он заметил невдалеке желтый домик за невысокой желтой изгородью. Подойдя к калитке, Лягуш повстречал Мигунью, возвращавшуюся из лесу с охапкой хвороста.

— Эй, лягушка! — крикнула женщина, увидев у забора столь необычное существо. — Марш в болото! Что ты делаешь у моего дома?

— Путешествую в поисках золотого таза, — с достоинством отвечал Лягуш.

— У нас вся посуда железная, так что возвращайся подобру-поздорову в болото, пока я не огрела тебя дубинкой!

Откровенная грубость Мигуньи озадачила Лягуша.

— Позвольте заметить вам, мадам, — начал он, — что я хоть и лягушка, как вы выражаетесь, но величайшая и умнейшая в мире! Я обладаю мудростью, какой не обладает ни один Мигун. Где бы я ни появлялся, все преклоняются предо мною, ибо я — великий мудрец! Всем известны мои обширнейшие познания и мой грандиознейший ум!

— Вот и отправляйся за своим тазом, — отвечала, ничуть не смутившись, Мигунья, — если ты такой ученый, нечего меня спрашивать.

— Я как раз следую туда, где, по моим предположениям, находится объект моих поисков, — важно проквакал незадачливый путешественник. — Однако я готов задержаться и оказать вам честь позавтракать вместе со мной.

— Ах вот оно что! Великий мудрец попрошайничает, как последний бродяга! Ну что ж, возьми хворост, поможешь мне разжечь огонь.

— Носить за тобой хворост? Ты в своем ли уме, женщина? Да в Плоскогорий любой считал бы за честь услужить мне!

— Вот там бы и завтракал! — отрезала Мигунья.

— Я вижу, ты не представляешь, с кем имеешь дело! Мои умственные способности не позволяют прислуживать кому бы то ни было! Я, великий мудрец…

— С твоими способностями давно бы догадаться, что завтрака здесь не получишь! — рассердилась Мигунья и захлопнула калитку у него перед носом.

Лягуш обиженно квакнул и отправился восвояси. Обогнув изгородь, он наткнулся на узкую тропку, бегущую через луг к зеленевшей неподалеку живописной рощице. Решив, что в роще может скрываться еще один дом, где к нему отнесутся повежливее, Лягуш запрыгал по тропинке. Однако, оказавшись поближе и раздвинув ветки деревьев, он обнаружил, что никакого дома в роще нет и в помине, зато вместо него блестит прекрасный пруд с чистой, прозрачной водой.

— Не удалось позавтракать, так хоть искупаюсь, — решил Лягуш, недолго думая, разделся, аккуратно сложил на траву фрак, трость и шляпу, довольно квакнул и прыгнул в воду.

Он не плавал с тех пор, как покинул свой дом в Плоскогорий, и теперь с удовольствием погрузился в холодную воду, несколько раз проплыл от края до края пруда, а затем всплыл на поверхность, чтобы передохнуть и осмотреться.

Это оказался не пруд, а скорее бассейн. Дно и стены его были выложены розовым кафелем, и только в одном месте, на дне, где фонтанчиком бил ключ, оставалось немного золотистого песка.

Осмотревшись, Лягуш заметил на противоположном конце бассейна золотую табличку, укрепленную над самой поверхностью воды. Подплыв поближе, он с изумлением прочитал:

ПРУД ИСТИНЫ

Каждый, кто выкупается в этом пруду, будет говорить только правду

Испуганный Лягуш тут же вылез из воды и наскоро оделся.

— О горе мне! — бормотал он. — Как же я буду притворяться, что я самый умный? Ведь это неправда! Самых умных вообще не бывает! Каждый знает что-то свое, чего не знают другие, знание распределено среди всех, живущих на Земле, и никто не вправе считать себя самым умным. Теперь даже Куки догадается, что я никакой не мудрец, а просто хвастун.

Огорченный Лягуш вернулся в лес и увидел, что Куки уже проснулась и умывается в ручье.

— Где вы были, ваша честь? — спросила Куки, завидев своего спутника.

— Ходил на ферму попросить еды, но хозяйка меня прогнала.

— Скверная женщина! Не печальтесь, в любом другом месте хозяева будут счастливы услужить самому умному существу в мире.

— Это ты о ком? — переспросил Лягуш. — О себе?

— Что вы, ваша честь! О вас, ведь это вы — мудрейший из мудрых.

Лягуш молча боролся с собой. Разум убеждал его, что совсем не обязательно говорить Пирожнице правду — ведь тогда она наверняка потеряет к нему всякое уважение. Но стоило ему раскрыть рот, как он чувствовал, что ничего, кроме правды, произнести не в состоянии. Ему оставалось или навеки замолчать, или сразу признаться во лжи. Наконец он не выдержал и решительно квакнул:

— Куки, прости меня, я вовсе не мудрейший из мудрых. Я даже не умней тебя.

— Не может быть, — изумилась Пирожница. — Еще вчера вечером вы говорили мне, что умней вас нет во всем мире!

— Я говорил неправду, — смутился Лягуш. Если бы лягушки могли краснеть от стыда, он бы покраснел, как рак. — Я обманывал тебя. И вчера, и раньше. Прости меня, пожалуйста. Я должен сказать тебе всю правду — ты гораздо умней меня. А я — просто раздувшийся от важности глупец.

Пирожница не знала, что и думать. Она уже привыкла к мысли, что путешествует с мудрейшим из мудрых, а Лягуш лишил ее приятного заблуждения.

— Вы так внезапно переменились. Что стряслось?

— Я искупался в Пруду Истины, — объявил тот, — а кто в нем выкупается, будет говорить только правду.

— В таком случае вы сделали глупость. Всегда говорить только правду — слишком хлопотно да к тому же невежливо. Хорошо, хоть я не окунулась в этот дурацкий пруд!

Лягуш задумчиво глянул на спутницу:

— А почему бы тебе не выкупаться в пруду? Ведь нам еще долго путешествовать вместе. Выходит, я буду говорить правду, а ты нет? Надеюсь, ты не собираешься меня обманывать?

— Никогда не обманывала и обманывать не собираюсь, но и говорить вам, ваша честь, что я на самом деле о вас думаю, тоже не стану. Вам это вряд ли понравится.
Уж лучше я обойдусь без купания в пруду.
Я честная женщина, но иногда могу промолчать или сказать не всю правду, иначе недалеко и до обиды, а я не хочу никого обижать!

И Лягушу ничего не оставалось, как скрепя сердце согласиться с доводами своей спутницы.


“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Спасибо Greg, интересная сказка, мне понравилась.

Когда это было—гадать мы не будем,—
Давно затерялся тот месяц и год.
Но только однажды надумалось людям
Узнать, доискаться — где Правда живет.

Повсюду о ней говорили немало,
А видеть ее не случалось пока.
И вот порешили, что время настало,
И выбрали миром посла-ходока.

В дорогу ему сухарей насушили,
Собрали — не знаю уж сколько — рублей,
Три пары лаптей запасных положили,—
Носи, мол, Савелий Кузьмич, не жалей...

Кузьмич собирался разумно, толково,—
Он был в этом деле великий знаток,—
И вышел к народу — совсем уж готовый, —
В руке посошок, за плечами мешок.

2

Простился Савелий с родными местами,
Отправился в путь по теплу, по весне...
А Правда — сказали — живет за лесами
В какой-то далекой-далекой стране.

Живет она там, никому не подвластна —
Владычица-Правда — сильна, молода.
Глаза ее зорки, лицо ее ясно,
И слово ее справедливо всегда.

Глумиться она ни над кем не позволит
Обиды она не простит никому.
Бесчестным и подлым глаза она колет,
Хотя б это было — царю самому.

А честным дает она силу такую,
Что в море не тонет, в огне не горит...
Шагает Савелий неделю, другую:
— Не близко, да что же, — дойду, — говорит.

С утра и до ночи шагает Савелий,
А солнце закатится, ночь подойдет,—
Разложит костер у какой-нибудь ели,
Вздремнет до рассвета и — снова вперед.

А лес — неприютный. Болотистый, топкий.
А лес нелюдимый — дремучий, сплошной.
Ни хаты нигде, ни дорожки, ни тропки,
Ни даже зарубки нигде ни одной.

Савелию трудно. Усталость да старость
Всё на ухо шепчут:— «Тебе бы на печь...
Поди, сухарей-то совсем не осталось,
Одёжа порвалась и валится с плеч.

Куда тебе, старому, в дальние дали!»
Но он ободряет себя самого: —
Не так еще люди за Правду страдали,
И я потерплю, потружусь... Ничего...

И нет, не сдается соблазну Савелий,—
Все дальше и дальше идет напрямик.
И вот уже видит — леса поредели,
А вот уж и город какой-то возник.

3

Савелий вошел в городские ворота,—
Толпится, бежит, суетится народ.
И начал расспрашивать он у народа: —
Позвольте узнать мне — где Правда живет?

Одни торопливо ему отвечали:
— Не знаем...
— Не слышали...
— Нету такой...
Другие совсем почему-то молчали,
А третьи печально махали рукой.

И только один повстречался речистый,
Что дал, как и надо, подробный ответ:
— Здесь все у нас есть — и цари, и министры,
Законы и судьи. А Правды вот нет.

И сами б ее мы увидеть хотели,
И сами вздыхаем — пришла бы хоть раз...
Да так ли все это? — не верит Савелий, —
У нас говорили, что Правда — у вас.

Пускай говорили,— заметил прохожий,—
А ты говоренью не всякому верь.
Коль здесь и была она раньше, быть может,
Так днем с фонарем не отыщешь теперь...

Савелий на палку оперся устало,
Седой головою поник старина:
У вас ее нету, у нас не бывало,—
Тогда укажите — так где же она?

Нельзя мне вернуться с пустыми руками,
Нельзя! И прохожий ответил ему:
Мне сказывал дед, что она — за горами,
А где — неизвестно о том никому.

4
Савелию люди снесли понемногу —
Кто грош, кто портянки, кто хлеба кусок.
Собрался Савелий и — снова в дорогу, —
В руке посошок, за плечами мешок.

Идет он по кручам, по скалам, по глыбам
И скрыть удивленье не может свое:
Эх, сколько земли тут поставлено дыбом!
Эх, сколько тут зря пропадает ее!

А дома почти из-за каждой полоски
Ведут мужики вековую войну...
И вспомнил Савелий родные березки,
Избенку свою и старуху-жену.

Сидит она, может, без соли, без хлеба
И ждет не дождется назад старика.
А он подобрался под самое небо,
Под самые что ни на есть облака.

Об острые камни изранены ноги,
И дождь его мочит, и солнце печет.
Бредет он один, без пути, без дороги,
И верстам, и дням потерял уже счет.

И все тут пустынно, безжизненно, глухо.
Однако ж Савелий стоит на своем:
За матушку Правду потерпим, старуха!
А сыщется Правда — не так заживем...

И кто уж там знает — нескоро иль скоро,—
Но встретил Савелий свой радостный день:
Все ниже и ниже становятся горы,
Все ближе и ближе дымки деревень.

5
Спустился Савелий Кузьмич на равнину,
Прошел, миновал он последний откос.
Пасут пастухи на лужайке скотину —
Все мелкую больше — овечек да коз.

У самой реки, в закопченной посуде,
Дымится обед на походном огне...
Скажите, пожалуйста, добрые люди,
Где Правда находится в вашей стране?

Хожу я, брожу по земле одиноко,
Жену сиротою оставил в дому...
До бога высоко, до Правды далёко,—
Пастух поговоркой ответил ему.—

И сами б ее мы увидеть хотели,
И сами вздыхаем — пришла бы хоть раз...
Да так ли все это? — не верит Савелий, —
Мне точно сказали, что Правда — у вас.

— Да кто ж тебе выдумал это, дружище?
Да как же такому поверить ты мог? —
У нас ее днем с фонарем не отыщешь,
А те, что искали, попали в острог.

И ты попадешь, коль расспрашивать будешь, —
Палач тебе мигом отхватит язык...
Так где ж она, где ж она, добрые люди? —
Хоть слово скажите! — взмолился старик.—

Нельзя мне вернуться с пустыми руками,
Нельзя!.. И пастух отвечает ему:
Мне сказывал дед, что она — за морями,
А где — неизвестно о том никому.

6

Собрался Савелий. Овечьего сыру
В дорогу ему принесли пастухи.
Спасибо за все. Оставайтеся с миром!
А я побреду уж страдать за грехи.

Пока еще движутся старые ноги —
Пойду, попытаюсь в последний разок...
И снова Савелий идет по дороге —
В руке посошок, за плечами мешок.

Идет по долинам, шагает по взгорьям,
Душа его думой все той же полна...
Подходит Савелий к широкому морю,
Гуляет по морю крутая волна.


Ударится в берег, застонет, заропщет,
И белые слезы взлетят в вышину...
Скажи, перевозчик, скажи, водогрёбщик,
Возможно ль попасть мне на ту сторону?

Мне нужно, — я Правды ищу непреложной,
Я шел сюда многие тысячи верст...
И тот отвечает: — Попасть-то возможно,
Да, видишь ли, дорог у нас перевоз.

Поспорил Савелий: мол, так не годится,—
Расходы мои без того велики...
Однако ж с деньгами пришлось распроститься,
Что миром собрали ему земляки...

7

Выходит корабль на морские просторы,
И скорбно Савелий глядит с корабля:
Прощайте, долины, пригорки и горы!
Прощай, хоть чужая, а все же земля!

Но вот и земля отодвинулась вскоре,—
Исчезла, растаяла вся без следа.
Куда ни посмотришь — бескрайное море,
И в полдень, и в полночь — вода да вода.

Неделя проходит, а нету причала,—
Хотя б островок показался какой!..
А море вскипало, а буря крепчала,
Корабль заливало волною морской.

Скрипит и дрожит он — совсем ненадежен,
Того и гляди — разойдется по швам.
И шепчет Савелий:
— Услышь ты нас, Боже,
Пошли свою милость великую нам...
И вдруг налетела такая махина,
Что. с палубы мигом снесло старика.
Савелий подумал, что это кончина,
Но все ж ухватилась за что-то рука.

Подумал Савелий, что грешную душу
Потребовал бог и что быть ей на дне.
А все-таки выплыл Савелий на сушу,
Добрался Кузьмич на каком-то бревне...

8

Обсох, отдышался Кузьмич понемногу
На желтом, на теплом приморском песке.
Умылся, напился и — снова в дорогу,
И снова шагает себе налегке.

И кто бы ни встретился — пеший иль конный,
— Тотчас же Савелий Кузьмич за свое:
— Скажи, укажи, человек незнакомый,
Где Правда живет? Далеко ль до нее?
Но слышит ответ он все тот же, привычный:
— Не знаем...
— Не ведаем...
— Нет ее здесь...
Ты б в город подался — там знают отлично,
Там люди на это ученые есть...

— Что ж, в город так в город! — Наверно, недаром
Туда посылают. Попробуем там!
И бродит Кузьмич по дворам, по базарам,
По улицам шумным, по тихим церквам.

Однако ж и там невеселые вести,
Однако ж и там он следа не нашел:
«Мол, кто ее знает — в каком она месте,
Мол, ты обратился бы в адресный стол»...

Кузьмич приуныл: - Неужели же крышка? —
Весь свет обошел я, и вот тебе, вот...
Но тут подвернулся какой-то мальчишка:
— Я, дедушка, знаю, где Правда живет.

Я все расскажу вам, я все растолкую,—
Мы с бабушкой книжку читали одну —
Как выгнали за город Правду людскую
Богатые люди еще в старину.

С тех пор и живет она там, на отлете,
Вдали от дороги, в избушке своей;
Как за город выйдете — сразу найдете, —
Так сказано, дедушка, в книжке моей...

9

Савелий идет, опираясь на палку,
И шепчет: — «Ужель посчастливится мне?»...
Прошел он заставу, казармы и свалку
И видит — избушка стоит в стороне.

Стоит она — заткнуто тряпкой окошко,
И крыша, и стены покрылися мхом.
И к ней не ведет ни дорожка, ни стежка,
И только бурьян да крапива кругом.

Он палкою в дверь постучался несмело —
Мол, есть ли хозяева в этом дому?
И дверь подалася, пошла, заскрипела,
И вышла седая старуха к нему.

Глядит на него вопросительным взглядом:
Чего тебе, страннику, надобно здесь?..
Мне, милая, Правду увидеть бы надо...
А та отвечает: — Я Правда и есть.

Кузьмич не поверил: — Нет, ты не такая, —
К другой я спешил наяву и во сне.
Так где ж она, где ж она, эта другая,
Что светит, как солнце? К ней надобно мне.

Я труд совершил для нее непомерный,
Всю горькую чашу я выпил до дна—...
А та отвечает: — Забыл ты, наверно,
Что Правда на свете бывает одна.

— Да нам же сказали, что ты — молодая, —
Вздыхает Кузьмич, — и собой хороша,
А ты же старуха — седая, худая,—
Посмотришь — в чем держится только душа.

А та отвечает: —
И это не диво: —
Забыл ты,— знать, память твоя коротка,—
Что выдумка только сладка и красива,
А сущая Правда сурова, горька.

Все верно. Все складно и ладно выходит, —
Кивает Савелий Кузьмич головой,
— Да что ж к тебе, Правда, никто не приходит?
Что ж стежки твои зарастают травой?

А нам-то сказали, что Правда-царица
О людях заботится ночи и дни,
Что люди на Правду готовы молиться! —
А где ж эти люди? А где же они? —

Ответила Правда:
— Всем людям я рада,
Да очень уж трудно на них угодить:
Богатому Правды и вовсе не надо,
А бедный боится сюда приходить:

И так на него навалилося много
И бед, и несчастий, и горя — всего,
А к Правде — длинна и терниста дорога,
А Правде служить — тяжелее того.

Не всякий способен решиться на это,
Он легче утешится сказкой о том,
Что Правда иная находится где-то —
В каком-то нездешнем краю золотом;

Что нет ее лучше, сильнее, красивей;
Она несурова, она нетрудна;
От мук и лишений, без всяких усилий,
Мгновенно людей избавляет она.

И ты ведь сказал мне, что ищешь такую,
Ты выдумке тоже поверил людской.
Но я не могу превратиться в другую,
И нету, Савелий, на свете другой—...

10

Так тяжко и горько Савелию стало,
Что еле он смог удержаться от слез.
Про все ты мне, матушка Правда, сказала,
Ответь же теперь на последний вопрос.

Ты знаешь — какие мы терпим лишенья,
Ты видишь — как наша судьба тяжела,
Как ждали мы все от тебя утешенья,
А ты нас утешить ничем не могла.

Пусть мы представляли тебя по-иному,—
Все ж легче от этого делалось нам.
А если теперь возвращусь я до дому,
То что ж я скажу про тебя землякам?

Сказать им всю истину, как перед Богом,—
Да кто ж мне поверит? Какой человек?
Да там же за это убить меня могут,
Седины мои опозорят навек:

«Мол, что ты плетешь небылицы такие,
Бесстыжий бродяга, бессовестный мот! —
Пропьянствовал где-то на деньги мирские
И хочешь теперь одурачить народ!»

Нет, мне не поверят... А если, к примеру,
Поймут, осознают — так тоже беда:
Они ж потеряют последнюю веру,—
И что ж им — повеситься с горя тогда?

Прошу я тебя — научи, посоветуй...
Чего же молчишь ты? Ответь, помоги!..—
И Правда сквозь слезы сказала на это:
А ты... про меня-то... возьми... и солги...


^ Часть вторая

1

Кузьмич по-хорошему с Правдой простился:
Прости, если что-нибудь вышло не так...
Три раза поклоном земным поклонился,
Помедлил, вздохнул и пошел на большак.

Идет он, шагает тропой придорожной
В родные пределы, в родные места.
А все же на сердце чего-то тревожно:
Нет, это сказала она неспроста...—

Солги, говорит. А сама-то ведь плачет! —
Пошли ты ей, господи, счастья и сил...—
Спросить бы мне надобно — что это значит,
А я-то, дурак, у нее не спросил...

2

Однако уже и заря догорает,
Уже о привале подумать пора.
Кузьмич у пригорка костер затевает
И долго в раздумье сидит у костра.

Огонь — то померкнет, то взнимется ярче,
По веткам сухим побежит, трепеща...
О чем так глубоко задумался, старче? —
Вдруг кто-то нежданно спросил Кузьмича.

Кузьмич удивился: — Вот странное дело! —
Кто мог бы прельститься ночлегом моим?..—
И видит — стоит в одеянии белом
Какой-то большой человек перед ним.

До плеч достает шевелюра седая,
Глаза его в самую душу глядят.
И книга в руках у него золотая,
И буквы на ней золотые стоят.

Кузьмич на вопрос отвечает вопросом:
Да кто ж ты? Что бродишь в потемках один?
А я, — говорит он, — Мудрец и Философ,
А я человеческой мудрости сын.

Могу объяснить я любую основу,
Любое начало могу я постичь—...
В беседе с Философом, слово за словом.
Раскрыл свои думы Савелий Кузьмич:

«Никак не могу, мол, добраться до смысла,
Хоть все и казалось мне ясным сперва:
Она же ведь — Правда. Ей ложь ненавистна, —
К чему же тогда ей такие слова?

Сама ж она слабость людскую корила
И слабости той же сдалась под конец»...-
Нет, это не слабость ее говорила,
Не слабость, Савелий,— ответил Мудрец.—

Бывают на свете великие души,—
Не сразу постигнешь всю их глубину...
Садись-ка поближе, садись да послушай,
А я расскажу тебе притчу одну.

3

И начал Философ: — Однажды в столице
Судья, по приказу царя своего,
Несчастного юношу бросил в темницу
И к смерти затем присудил он его.

А был этот юноша — добрый, красивый,
И был он у матери только один.
Но сколько ни плакала мать, ни просила,—
Не внял материнским слезам властелин.

В печали и скорби своей безутешной
Бродила она у тюремных ворот,
И думала: — Если уж смерть неизбежна,
То пусть он достойно и гордо умрет!

Пусть в сердце его не иссякнет отвага,
И мужество пусть не покинет его! —
Идущий во имя народного блага
Не должен страшиться конца своего! —

Так думала мать. Но и то понимала: —
А вдруг над собой потеряет он власть? —
Он так еще молод, он прожил так мало,
Что может отчаяться, духом упасть.—

И старая мать, для его утешенья,
Задумала сделать, что только могла:
Добилась она у судьи разрешенья
И в смертную камеру к сыну пришла.

Пришла, затаив свое тяжкое горе,
И тихо сказала: — Не бойся, родной! —
Я чую, я знаю, я верю, что вскоре
Опять, как и раньше, ты будешь со мной.

Я выпрошу, вымолю царскую милость,—
Ведь он же не зверь кровожадный в лесу.
И как бы мне ни было, что б ни случилось,
Но только тебя я от смерти спасу.

Настанет наш светлый, наш радостный праздник,
Ты больше не будешь сидеть под замком...
На площади, в час совершения казни,
Я трижды махну тебе белым платком.

Когда ты его над толпою заметишь,
То больше уже ничего не страшись.
И знай, что жива справедливость на свете,
И верь, что тебе возвращается жизнь...

4

С утра барабаны ударили глухо,—
Мудрец не спеша продолжает рассказ,—
И вышла на площадь седая старуха,
И стала у плахи в назначенный час.

Ведут ее сына на казнь из темницы,
И грозно сверкает оружье солдат.
Но, словно бы он ничего не боится,—
Так шаг его ровен, так тверд его взгляд.

Он чуточку только поник головою,
И крикнула мать: — Не страшися, сынок!..—
И трижды взлетел над притихшей толпою
Заплаканный, горестный, белый платок...

Подумай, Савелий, легко ли ей было? —
Но сын ее с мужеством встретил конец...
Нет, это не слабость ее говорила,
Не слабость, а сила, — прибавил Мудрец.

Она солгала, но какою ценою?
Она солгала, но во имя чего? —
Порой и неправда бывает святою,—
Такая неправда — превыше всего.

За эту неправду старуху седую
Народ через город понес на руках.
И вписано имя ее в золотую,
В нетленную книгу — на всех языках...

5

Мне нечего больше прибавить к рассказу,
Одно лишь прибавлю: умей понимать...
Савелий вздохнул и ответил не сразу:
Да-а... Это была настоящая мать!

Такую бы мать — написать на иконе,
Со всеми святыми в почетном ряду...
Да ты же, Савелий, как видно, не понял —
Чего я хочу и к чему я веду...

Савелий помедлил, подумал с минуту:
Быть может, и так — не осмыслил сполна.
А все-таки кажется мне почему-то,
Что как бы на Правду похожа она.

И Правда — ведь тоже — как эта старуха, —
Солги, говорит. А зачем, почему? —
Затем, чтобы люди не падали духом
И твердо бы шли по пути своему;

Чтоб с верой рождались и с ней умирали,
Чтоб в тяжкой невзгоде не гнулись в дугу;
Чтоб грудью за матушку Правду стояли...
Но вот одного я понять не могу:

Ведь люди искать ее — снова и снова —
Пойдут, и найдут, и узнают о том,
Что сущая Правда — трудна и сурова, —
Узнают же, верно? — И что же потом? —

Мудрец отвечает:
— Узнают, выходит.
Но только не свалится ж Правда с луны:
Она ведь сама ни к кому не приходит,
А люди найти ее, люди должны!

И тот, кто отыщет — поймет непременно,
Что Правда — пускай и трудна, и горька,—
Но только она лишь вовеки нетленна,
Но только она лишь всегда велика;

И тот, кто увидит ее, разгадает,—
Такую почувствует силу в себе,
Что в море не тонет, в огне не сгорает,
Что радость победы приносит в борьбе;

Поймет он, что держится ею одною
Весь мир, и что нет, и не надо другой,
И в самое пекло пойдет за такою! —
Вот так-то, Савелий, мой друг дорогой.

6

Спасибо, прохожий, за доброе слово,—
Наполнил ты радостью сердце мое:
Хорошая притча — не скажешь худого,
Но будто б конец не такой у нее.

Хоть разумом слаб я и темен, быть может,
А все же кой-что примечаю, гляжу...
Садись-ка сюда да послушай, прохожий,
А я тебе новый конец расскажу.

И начал Савелий:
— Тот юноша видел,
Что все решено, и пощады не ждал.
Но матери он и намеком не выдал,
Что я, мол, неправду твою разгадал.

Молчал он и думал — какая большая,
Какая святая душа у нее! —
«Сидишь ты со мною, меня утешая,
А кто же утешит тебя самое?

Кто ношу с тебя непомерную снимет,
Кто высушит слезы на скорбном челе?..
Да будет твое материнское имя
Священным для всех сыновей на земле!

Пускай хоть во сне тебе счастье приснится,
Пускай хоть во сне к тебе радость придет!..
Прощай же навеки... Не бойся, орлица,—
Твой сын, твой орленок, как надо, умрет.

Своих палачей он с достоинством встретит —
Без страха, без слез и без жалоб судьбе»...—
Так юноша думал. А вслух он ответил:
Я все понимаю... Спасибо тебе...

И утром, на казни, открыто и смело,
Сказал он народу такие слова:
Я смерть принимаю за правое дело,
И Правда — да будет вовеки жива!..—

И был он лицом совершенно спокоен,
Как будто палач не его сторожил.
И лег он на плаху, и умер, как воин,
Как воин, последний свой подвиг свершил.

Давно уж, в безвестной могиле зарытый,
Лежит он — страдалец за бедный народ.
Но слово его до сих пор не забыто,
Но голос его и поныне зовет.

Он слышится людям все чаще и чаще...—
И тихо Философ промолвил в ответ:
Да-а... Был он, видать, человек настоящий,
Такие не часто родятся на свет.

Он жил не напрасно, погиб не впустую,
Нигде не свернул он с прямого пути...—
И книгу Философ раскрыл золотую,
Чтоб имя героя в ту книгу внести.


7

Покуда Философ в той книге заветной
Пером драгоценным водил по листу,
Поднялся Савелий Кузьмич незаметно,
Неслышно пошел от костра в темноту.

Как видно, ему у костра не сиделось,—
Хотелось подумать, побыть одному,
И что-то хорошее сделать хотелось
Всем людям на свете и свету всему.

Савелий взошел, не спеша, на пригорок,
Кругом огляделся — пустынно, темно.
Давно уж заснул, успокоился город
И в нем ни одно не светилось окно.

Всю землю окутывал сумрак глубокий,
В низине туман по-над речкою лег.
И только чуть видный — далекий-далекий —
Наверно, у Правды горел огонек.

Увидел Савелий, и весь встрепенулся,
И сразу как будто раздвинулась мгла.
Он стал на колени, лицом повернулся
К тем самым пределам, где Правда жила.

И долго глядел на огонь негасимый,
Не в силах глаза от него отвести: —
Услышь своего неразумного сына,
О, матушка Правда, услышь и прости!

К тебе мое старое сердце стремится,
Тебе — мои думы и каждый мой вздох...
Как мог я в тебе хоть на миг усомниться?
Как душу твою разгадать я не мог?

Ты—наше спасенье, оплот и твердыня,
В ночи — путеводная наша звезда.
Клянусь тебе, матушка Правда,— отныне
Я твой безраздельно, я твой навсегда.

Ты — совесть моя и моя ты награда
За все, что мне в жизни пришлось испытать.
Пускай ты такая — другой нам не надо,
Великая Правда — подвижница-мать.

Одна ты на свете чиста и надежна,
Одна ты — источник всей жизни живой.
Коль счастье людское под солнцем возможно,
То люди найдут его только с тобой.

Пусть будет мне тяжко, пусть будет мне плохо,
Пусть ждут испытанья на каждом шагу,
Но в сердце своем — до последнего вздоха —
Я, матушка Правда, тебя сберегу.

Готов за тебя я и в пламя, и в воду,—
Ты только скажи мне, ты только пошли...
Да светится свет твой всем в мире народам,
Великая Правда великой земли!

8

Костер догорел. Только уголья тлели.
Философ давно уж ушел от костра...
Спокойный и ровный, вернулся Савелий,
Взглянул на восток и промолвил: — Пора!..

Заря на востоке все явственней брезжит
Ложится на травы густая роса.
Становится сумрак все реже и реже.
В лугах уже слышится чья-то коса.

Савелий пожитки собрал немудрые,
Напился, умылся водой ключевой,
И тронулся в путь, оставляя сырые
Следы на росистой траве за собой.

Вдали — петухи на деревне запели,
Коров созывает пастуший рожок...
Все дальше и дальше уходит Савелий —
В руке посошок, за плечами мешок.

Идет мимо сел, перелесков и пашен.
А утро все ярче, все шире, вольней...
На этом и сказка кончается наша,
И жизнь начинается следом за ней.
Цитата
Дима. пишет:
Спасибо Greg, интересная сказка, мне понравилась.

Особенно вот здесь хорошо, честно и правдиво: :D :laughter:

Выходит, я буду говорить правду, а ты нет? Надеюсь, ты не собираешься меня обманывать?

— Никогда не обманывала и обманывать не собираюсь, но и говорить вам, ваша честь, что я на самом деле о вас думаю, тоже не стану. Вам это вряд ли понравится.
Уж лучше я обойдусь без купания в пруду.
Я честная женщина, но иногда могу промолчать или сказать не всю правду, иначе недалеко и до обиды, а я не хочу никого обижать!


Дима.,
тебе тоже спасибо и за то, что читаешь, и за то, что нашёл поэму М. В. Исаковского.

Я тоже думал её разместить, но решил, что она широко известна читателям, но о хорошем ещё раз напомнить не грех.
Поэма Исаковского писалась в 1945—1946 годах, т. е. в ту пору, когда люди жили ещё под впечатлением народного подъема, порыва к правде, разбу­женного испытаниями войны и увенчанного Победой.

Казалось, в послевоенной жизни эта сказка придется как раз ко двору, но поэма не была тогда напечата­на.
В августе 1946 года Исаковский ис­пытал разрушительную силу недоброго, предвзятого суда: подверглось разносу его стихотворение-песня «Враги сожгли родную хату...»
Впервые «Сказка о правде» опубликована...
через 40 лет! ... в журнале «Знамя», 1987, № 10, автора к тому времени уже 14 лет не было в живых, не дождался.
Вот так нужна Правда людям, что ж нам удивляться, когда и на нашем форуме кто-то настаивает, что правду искать бесполезно :(

А мы таки попробуем ;)
“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Цитата
Greg пишет:
Казалось, в послевоенной жизни эта сказка придется как раз ко двору, но поэма не была тогда напечата­на.
В августе 1946 года Исаковский ис­пытал разрушительную силу недоброго, предвзятого суда: подверглось разносу его стихотворение-песня «Враги сожгли родную хату...»
Впервые «Сказка о правде» опубликована...
через 40 лет! ... в журнале «Знамя», 1987, № 10, автора к тому времени уже 14 лет не было в живых, не дождался.
Спасибо Greg, я даже и не знал что "Сказка о правде" была запрещена, и другие его стихотворения были также запрещены к изданию.
Цитата
Greg пишет:
Вот так нужна Правда людям, что ж нам удивляться, когда и на нашем форуме кто-то настаивает, что правду искать бесполезно

А мы таки попробуем

Нам бы в помощь для поиска правды "Пруд истины" что обложен розовой плиткой не помешал бы, купать чиновников. Я бы первым кого туда окунул то это бы врача Мартана Фуркада. Ведь видно не вооружённым глазом Мартан на допинге ( я не знаю как их там препараты называют) бегает и не чего его не дисквалифицируют. Я не то что бы злюсь, я за правду за справедливость.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 97 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)