из d3.ru
Есть такая точка зрения:
О Православии, язычестве и русском коде
В Православии Христианство соединено с язычеством.
Единство это отчасти механическое, совершенное посредством массового крещения князем Владимиром языческого народа. Однако эта «механика» оказалась достаточно гармоничной, чтобы не просто существовать, а жить единым организмом более тысячи лет.
Характер связи язычества с Православием – космический. Русские язычники, возвысившись духом в православии, воплотили свой путь возвышения над чувственным миром в архитектуре шатрового храма, соединяющего Землю и Небо. Подобный космическому кораблю, православный храм возносил молитву русской души в высшие слои космоса – от Солнца физического вовне нас к Солнцу духовному внутри нас.
Язычество – это атмосферный слой русского космоса. Это извечное начало пути русского человека к Богу. Православие – это далекий центр галактики и вечное завершение этого пути. Крестив Русь, Владимир дал начало этому пути русской души от земного, материального, временного – к высшему, наднебесному, вечному. Православие научило язычников творить Единому Богу жертву бескровную, обновляющую дух, освобождающую от тяжести грехов. Язычество дало церкви паству, ищущую высшей Правды. Православное Христианство и стало для них такой Правдой.
Православие – это духовная лествица, ведущая от греховной Земли к небу, к Вышнему Богу, Единому, Всеблагому и Всезнающему. Подходит к этой лествице язычник, а заканчивает ее святой. Таковы два полюса русского космоса.
Православие несет в себя язычество как околохрамовую народную традицию. Языческие символы можно во множестве видеть в наличниках и причелинах русской избы, в вышивке на рубахах, полотенцах и скатертях, в былинах и сказах, которые матери рассказывали своим детям. Язычество пронизывает бытовую фольклорную эстетику.
Отражено оно и в храмовой архитектуре. Наряду с шатровыми храмами, устремленными в высь, строились по Руси церкви с языческой символикой, как эти языческие роженицы в трапезной севернорусской церкви. Б.А.Рыбаков говорит, что такие церкви имели обширные трапезные, в которых проводились и христианские «братчины», и языческие «вторые трапезы».
И все же, в Православии язычество остается внецерковной традицией. Для язычников же Единый Триипостасный Бог – один из многих. Однако, Он особенный Бог. Христос вошел в мир языческих богов как Бог, требующий морального ответа от человека, Бог, пробуждающий совесть. Ни один из богов языческих не требовал такой внутренней дисциплины. Жертва в язычестве была материальной, в Христианстве же ей стал сам дух человека. И за эту великую жертву Святая Троица открыла русскому космосу свет благодати, осветивший ранее неведомый, уходящий в бесконечность простор, в которой мир языческих богов, связанных с природой родной земли, оказывался лишь маленькой точкой. Крещение Руси в 998 году – это первый выход русского человека в открытый космос. Русская космическая одиссея 1960–х стала вторым. Первый был совершен во внутреннем космосе, второй – во внешнем.
Христианство не уничтожило язычество, оно отразило его Святыми знамениями и Ликами, и в этих отражениях сохранило его как Ветхий Завет русского народа. Таково русское Православие. День Рода отражен в нем Великим праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Пост перед Рождеством Христовым, когда сам Сатана трепещет перед грядущим Светом, сопровождается колядками с ряжеными в бесовских обличиях, и вспоминанием бога смерти Карачуна. А Великий пост приходит к христианской Пасхе, начавшись с языческой Масленицы. Этот путь и есть Русское Православие — путь, лежащий между грешником и Богом–Творцом.
Язычество – это вера человека, изгнанного из рая. В Православии он утерянный рай обретает, через обновление своей природы. Был ли смысл в воплощении Христа, если бы все люди были святы? Нет, не было бы в нем никакого смысла. Без впадения человека во грех не была бы полна Жертва Христова, ибо нечего было бы искупать. Так и Церковь Земная не полна без язычников, поклоняющихся ныне не столько Перуну или Велесу, сколько Золотому Тельцу и Мамоне. Не будет их, не будет и нужды в церковных стенах, роспись которых отгораживает наши грешные души от падшего мира снаружи. Не будет грешников, не будет и падшего мира, и весь мир будет тогда воплощением Единой Соборной Церкви. Что тогда скрывать стенам Храма? Бога Живого? Однако человек рожден во грехе, и пока люди будут рождаться, будут строиться и церкви.
Современные неоязычники выстраивают новые системы, основанные на вере дедов, но построения эти просто копируют космос Православного Христианства, отражая его в очень смелых, я бы сказал, радикальных вариациях языческой эстетики. Например, бог Род с двумя роженицами объявляется главным богом–творцом древнего языческого космоса, во что трудно поверить, учитывая, что он не входил в пантеон языческих богов Владимира. Разве можно представить, чтобы бог, создавший мир, не был удостоен поклонению сотворенных им людей? Говорят, что ко времени жизни князя Владимира бог Род перестал считаться главным. Но если так, если бог–творец был забыт, то значит язычество к моменту Крещения Руси переживало жесточайший кризис. Все это звучит сомнительно. Скорее, такая роль Роду была предоставлена неоязычниками уже в наши дни в попытке скопировать Святую Троицу. Вместо Святого Евангелия язычники предъявляют мудреные Голубинную и Велесовы книги, давая к ним обширные комментарии, формируя что–то вроде Предания Святых Отцев. В общем, это новодел, который не нужен, если осознать, что Русское Православие – это путь к верхнему ярусу русского космоса, который не противостоит нижнему, языческому, а раскрывает его в бесконечность.
Русское язычество без лествицы Православия так же неполно, как и Христианская Церковь без грешников. Именно из–за ощущения собственной неполноты возникает Родноверие, появляются новые боги, такие как Ярила, Лель, Белобог, Купала и другие. Представляя себя как полноценную, несвязанную с Христианством веру дедов, русские неоязычники отбрасывают вековую веру отцов. Да, наши прадеды поклонялись Перуну и Велесу, но многие поколения наших отцов спасались уже во Святой Троице. Они шли на войну за Веру Православную под знаменем с Ликом Христа. Невозможно этот факт просто отбросить. Непризнание родновером исторической устремленности веры дедов к Единому Триипостасному Богу, есть отказ многим поколениям отцов в праве причастия к русскому Роду. Но что это за Род, который, отвергает целые поколения своих детей? Нет в таком Роде ни правды, ни любви, ни силы. Одна только политика. Только признавая Православие как вторую космическую ступень в устремленности русского рода к Правде, родновер может обрести полноту смысла своей веры, коим является поклонение истоку жизненной энергии, толкающей русский народ к познанию и освоению мира.
Православие объединяет русских единым небом. Язычество объединяет русских единой землей. Когда на эту землю приходил враг, православные и язычники вместе защищали Родину. Язычество ближе к войнам и единоборствам, чем Христианство. Но без поддержки с неба, какую, например, обеспечил народу Сергий Радонежский, благословив Дмитрия Донского и Ослябю с Пересветом, победы в войнах никогда не будут окончательными. У каждого языческого бога своя правда, и жизнь земная есть постоянная борьба этих правд. Святая Троица единая и неделимая есть взгляд самой вечности. Этот взгляд позволяет увидеть вечное в меняющейся природе. Благословение Св. Сергия означало, что Куликовская битва необходима, что она часть этой вечности. А если так, то победа в ней будет окончательной и необратимой, ибо это битва за высшую Правду, которая всегда побеждает.
Язычество и Православие сосуществуют в русском народе и в душе каждого русского человека в течение многих веков. Однако, гармония ее соблюдена лишь когда превосходство Православия язычеством не оспаривается, а принимается. В этом и состоит русский код – лествица, по которой язычник взбирается к святости. Этот код проявлялся и в послереволюционные годы в идее всемирной революции как пути из капитализма к коммунизму, несущему счастье всем людям мира, а также в русском космизме.
Когда язычество стремится поставить себя выше Православия, гармония разрушается, ибо Земля не может быть выше Неба. В таком самовозвышении язычество переходит в сатанизм, то есть самоотдаляется от вечной Истины и перестает быть истинно русским.