Контекст

Neo 22.05.2016

Контекст

Контекст — это точка зрения на объект. Совокупность внешних условий, в которых мы рассматриваем объект, событие или явление объективной реальности. Подмножество аспектов объекта, которые мы принимаем к рассмотрению в рамках данного исследования. Среда, в которой существует объект.

Контекст, в котором мы рассматриваем объект, определяется целью рассмотрения объекта.

Зачем нужен контекст?

Выбор контекста позволяет отсечь ненужные аспекты объекта (в данном исследовании), сосредоточиться только на существенно важных аспектах и таким образом резко снизить количество информации, которое нужно принять к рассмотрению.

Мы, как ограниченные существа в физическом теле — неспособны обрабатывать бесконечно большие объемы информации. А так как любой объект ежесекундно излучает бесконечно большое количество информации, то без операции выбора контекста мы вообще не смогли бы оперировать информацией об объектах реального мира.

Ученые считают, что человек не способен удерживать в сознании более 7–12 различных объектов одновременно. Это касается не только отдельных объектов, но также и аспектов одного объекта. Больше аспектов мы не в состоянии осознавать, анализировать, принимать к рассмотрению одновременно. А любой объект имеет бесконечно большое количество аспектов!

Ученые считают, что человек не способен удерживать в сознании более 7–12 различных объектов одновременно

 Поэтому нам никак не обойтись без операции выбора контекста рассмотрения, которая позволяет упростить информационную модель объекта до такого вида, с которым может эффективно работать наш интеллект.

В результате выбора контекста мы проигнорируем большую часть информации об объекте. Однако же, именно среди этой части могут оказаться факторы, существенно важные для нашего исследования. Поэтому выбор контекста — это довольно сложная, нетривиальная задача, которая должна происходить на базе всестороннего изучения объекта.

Задавшись определенной целью исследования, мы можем отсечь несущественные в данном исследовании аспекты объекта и принять к рассмотрению только существенные. Существенность или несущественность аспекта в рамках данного исследования определяется его целью. Любой аспект объекта может оказаться существенным в одном исследовании и несущественным в другом.

Подмножество аспектов объекта и внешних факторов, которые мы посчитали существенными — и есть контекст рассмотрения объекта.

Пример

На столе лежат яблоки. Нужно посчитать, сколько среди них красных яблок.

В данном случае, стол с яблоками — это объект исследования. Цель: посчитать количество красных яблок.

Важными аспектами объекта, которые следует принять к рассмотрению, очевидно являются цвет и количество яблок на столе. Никакие другие аспекты и внешние условия (такие например как вкус, вес, свежесть, цена фруктов, размер или материал стола, время, место, температура воздуха) нас в данный момент не интересуют и мы можем этими аспектами смело пренебречь. Мы просто исключаем их из данного рассмотрения полностью и таким образом резко уменьшаем количество информации, которое нужно анализировать.

Мы можем произвести визуальное обследование объекта и выявить среди предметов на поверхности стола красные яблоки.

Идентифицировав каждое отдельное яблоко, теперь мы можем посчитать их количество и получить однозначный ответ на поставленный вопрос, достичь поставленной цели.

Данный пример довольно прост, но он демонстрирует суть операции выбора контекста. В данной операции самый сложный момент — это выбор аспектов объектов, которые мы считаем существенными в рамках данного исследования. Данная операция является довольно ответственной, т. к. любой проигнорированный аспект может оказать существенное влияние на конечный результат исследования и его игнорирование может оказаться ошибочным. В то же время, анализ слишком большого количества аспектов может превратить исследование в бесконечный процесс.

Принятие того или иного аспекта к рассмотрению в рамках исследования должно происходить на базе предварительного, тщательного изучения всех аспектов объекта, а проще говоря — на базе глубокого знания устройства объекта и его составных частей.

Если какой-то аспект может иметь хоть какое-то отношение к поставленной цели в рамках данного исследования, то его лучше принять к рассмотрению. Если же объект не имеет совершенного никакого отношения к цели, то его можно из рассмотрения исключить.

Следует учитывать, что слишком большое количество аспектов, принятое к рассмотрению, может существенно усложнить информационную модель объекта и затруднить решение поставленной задачи. В таком случае, задачу следует разделить на подзадачи и рассматривать объект в нескольких контекстах.

На самом деле, каждый из нас многократно в течение каждого дня производит операцию выбора контекста рассмотрения объекта. Без проведения этой операции мы не смогли бы даже встать с кровати. К сожалению, в большинстве случаев, эта операция производится совершенно неосознанно. Какие-то аспекты объекта принимаются к рассмотрению, какие-то игнорируются, но обычно человек совершенно не отдает себе отчет, почему это происходит.

Для того, чтобы получить достоверную истину об объекте исследования необходимо максимально осознанно подходить к операции выбора контекста рассмотрения объекта. Аспекты объекта должны приниматься или исключаться из рассмотрения аргументированно, оправданно и непроизвольно.

Для того, чтобы вести с собеседником диалог по любому вопросу, обсуждая какой-то объект — необходимо договориться о контексте рассмотрения объекта. Необходимо синхронизировать контексты, чтобы рассматривать объект с одной и той же точки зрения. В противном случае — спор будет долгим, жарким и бесполезным. Договориться ни о чем не удастся. И каждый останется при своем мнении.

Резюме

Осознанный выбор контекста рассмотрения объекта — это важнейший инструмент исследования реальности. Без овладения им в совершенстве невозможно получить сколько-нибудь достоверные сведения об окружающем нас мире.

Теги:


Похожие публикации (4)


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться