Как нам реорганизовать СМИ?

Neo 17.04.2017

Как нам реорганизовать СМИ?

Средства массовой информации сегодня являются практически единственным источником информации о событиях в мире. Но то, как СМИ обращаются с информацией, вызывает сомнения в том, что мы получаем достоверные сведения о происходящем вокруг.

В погоне за сенсациями, СМИ создают искаженную картину мира в головах своих читателей. Люди массово вводятся в заблуждение и, не имея других, более надежных источников информации, принимают ошибочные решения и совершают вредные действия, которые наносят ущерб им самим.

При этом сами СМИ не несут почти никакой ответственности за это. СМИ практически полностью свободны в том, какие информационные материалы поставлять своим читателям и зрителям. Это ведет к тому, что в информационном потоке начинает превалировать «жареная» информация, как наиболее продаваемая. В условиях капитализма, рыночной экономики, СМИ являются коммерческими предприятиями и выживают за счет той рекламы, которую размещают рекламодатели. Рекламы, нацеленной на массового потребителя. А массовый потребитель , конечно, будет охотнее покупать «жареное».

Это приводит к автоматическому дрейфу всех СМИ в сторону «желтой» прессы. Даже самые авторитетные СМИ теряют свой журналистский профессионализм и опускают планку качества в погоне за прибылью.

В результате все СМИ постепенно превращаются в «Фейк Ньюс». Если например киностудии, выпуская в прокат художественные фильмы, не пытаются всерьез убедить зрителя в реальности происходящего на киноэкране, то СМИ делают именно это – они могут спокойно разместить фальшивую новость, выдавая ее за настоящую и им за это ничего не будет. А расплачиваться за обман в итоге будет читатель.

Если все оставить как есть, это приведет к тому, что все СМИ рано или поздно скатятся на уровень желтой прессы. Погоня за прибылью для них первична, а качество информации – вторично.

Чтобы избежать этого, СМИ необходимо заставлять выдерживать уровень качества информации. Добровольно они этого делать не станут. Нужно на законодательном уровне заставлять их повышать общую достоверность информации, или хотя бы честно сообщать о том, какова достоверность каждого отдельного информационного сюжета, чтобы читатель мог самостоятельно решать, насколько серьезно относиться к данному материалу.

Возникает вопрос: а как собственно определить достоверность информации и как ее проверить?

К сожалению, любое современное СМИ находится довольно далеко от понятия «Объективность» в научном смысле этого слова, также как и от понятия «Правда». Причина в том, что любой материал, выдаваемый в эфир – это субъективное мнение одного отдельного журналиста. Он может делать свою работу очень качественно и профессионально, но, к сожалению, каждый человек субъективен, предвзят и ему свойственно ошибаться. Настоящая объективность предполагает синтез различных, независимых друг от друга точек зрения. А это невозможно обеспечить в рамках одного СМИ.

Однако это не значит, что никак нельзя улучшить достоверность той информации, которую поставляют СМИ.

Можно предпринять ряд мер, которые улучшат качество информации и дадут читателю больше сведений о достоверности той информации, которую предоставляют СМИ. Что это за меры?

1)      Каждый информационный материал в СМИ должен быть отнесен в определенную категорию. Например: «Собственный репортаж», «Перепост», «Аналитическая статья», «Заметка», «Отчет», «Интервью», «Рецензия». Категория материала должна заметно отображаться под заголовком материала.

2)      Каждая из категорий имеет заранее предсказуемую степень достоверности. Например «Собственный репортаж» всегда более достоверен, чем «Интервью», т.к. автором репортажа является профессиональный журналист, материал подробный и качественный. Интервью же берется у человека, чей профессионализм неизвестен и заранее неясно, до какой степени ему можно доверять. Достоверность любого перепоста всегда ниже, чем собственного материала, т.к. неизвестно, кто и как готовил исходный материал и можно ли ему доверять.

3)      Достоверность материала должна быть явно и наглядно обозначена под заголовком, например так:

Достоверность:  5 из 5


4)      Предлагаемые достоверности различных типов материалов:

Репортаж – 5 из 5
Интервью – 4 из 5
Заметка – 3 из 5
Перепост – 1 из 5

5)      Если материал является перепостом из другого издания, то под ним обязательно должна быть точная гиперссылка на источник. Дополнительно стоит выделять перепост цветом, чтобы он отличался от собственных материалов.

6)      Если материал ссылается на какой-то документ – должна присутствовать гиперссылка на этот документ, с указанием лица или организации, подготовившего данный документ. Не должно быть материалов, у которых нельзя «найти концов».

7)      Каждый материал должен сопровождаться именем, фамилией и желательно фотографией автора и источника информации.

8)      У каждого материала, необходимо указывать место и время события, которое описывается в материале. Это даст читателям дополнительную уверенность в том, что описываемое событие произошло, журналист его лично посетил и информация в материале соответствует действительности. А тем, кто также посетил это событие – даст возможность проверить эту информацию.

9)      Публикация информации от анонимных источников – должна быть полностью запрещена. Информация от анонимного источника имеет крайне низкую степень достоверности, близкую к достоверности слухов. Источник всегда должен нести ответственность за ту информацию, которую он сообщает.

10)   Необходимо создать систему рейтингов СМИ, примерно такую же, какая сегодня существует в бизнес-сфере, где компаниям и странам присваивают кредитные рейтинги специализированные рейтинговые агентства.

К примеру, максимальный рейтинг авторитетности и достоверности СМИ – ААА. Минимальный – DDD.

Каждое СМИ необходимо обязать сообщать своим читателям свой рейтинг.

11)   Ответственность за достоверность информации, публикуемой СМИ – должна быть серьезно ужесточена. Закона о клевете недостаточно, т.к. он не оговаривает случаи сознательного введения читателя в заблуждение в ситуациях, не являющихся клеветой.

12)   За многократное, злостное нарушение требований к качеству информации – СМИ необходимо лишать лицензии.

Кроме того, необходимо предпринимать меры, чтобы информация в СМИ была не только более достоверна, но и более адекватна реальности.

Сегодня во всех СМИ наблюдается явный перекос в сторону «чернухи». Негативные события в мире, конечно же, происходят, но их важность и их доля среди прочих событий – незначительна. В СМИ же они занимают подавляющее место. Необходимо снижать количество негативной информации в СМИ, так как ее воздействие на умы читателей – разрушительно.

Для этого предлагаются следующие меры:

13)   Ограничить количество негативных публикаций – не более 20% от общего объема материалов.

14)   Сообщения о терактах – не более 1 сообщения в сутки об одном теракте в одном СМИ. Постоянное обсасывание всех подробностей терактов – является рекламой терроризма и способствует распространению терроризма.

Подобные меры могут существенно улучшить качество работы современных СМИ, дать читателям более адекватную информацию о происходящем в мире и улучшить психологический климат в обществе в целом.



Похожие публикации (4)


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться