Индукция и дедукция
Чем большим количеством очевидцев подтвержден факт — тем более он надежен. Его достоверность увеличивается и асимптотически приближается к 100%.
Но факт — это еще не знание. Факт — это лишь информация. Знание — это нечто более ценное. Знание обладает почти мистическими свойствами — оно имеет предсказательную силу. Знание устройства объекта дает возможность предсказывать поведение объекта в будущем. Оно позволяет получить ответ на вопрос: «Какое действие нужно совершить по отношению к объекту, чтобы получить желаемый результат?».
Достоверное знание дает возможность использовать объект с максимальной пользой.
Чтобы из набора разрозненных фактов получить знание, которое позволит не только понимать внутреннее устройство событий и явлений, но и опираясь на это понимание предсказывать их дальнейшее поведение — нужно использовать такие методики, как индукция и дедукция.
Индукция и дедукция
Слово «дедукция» получило широкую известность благодаря произведениям Артура Конан Дойля. Однако метод Шерлока Холмса ошибочно назывался дедуктивным — более уместно было бы назвать его индуктивным. Индукция означает: «от частного к общему». Выведение общих выводов из частных фактов, посылок. Дедукция же — наоборот, «от общего к частному». Шерлок Холмс исследовал конкретные, мелкие, частные улики и на основе анализа этих улик делал выводы об общей картине произошедшего на месте преступления.В реальности, для работы с информацией — нужны оба этих метода. И индуктивный и дедуктивный. Индуктивный позволяет получать знание из фактов, дедуктивный — предсказывать новые факты, владея знанием.
Индукция позволяет выдвинуть гипотезу на основании фактов. Дедукция позволяет эту гипотезу доказать и превратить ее тем самым в теорию, то есть в достоверное знание.
Гипотеза
Гипотеза должна иметь какой-то фундамент, она может выдвигаться только на основании фактов. Гипотеза не может провозглашаться на пустом месте. Недоказанная гипотеза не имеет никакой ценности сама по себе и может использоваться только для доказательства ее истинности или ложности. Недоказанная гипотеза не является знанием, она не может использоваться как аргумент в дискуссии.Чтобы гипотеза превратилась в теорию — она должна быть доказана с помощью дедукции. Если в результате многократной дедуктивной проверки независимыми исследователями, гипотеза правильно предсказывает ранее неизвестные опытные данные, то гипотеза превращается в теорию.
Теория
Существует некоторая путаница со словом «теория». Довольно часто, слово «теория» употребляют как раз в значении «недоказанная гипотеза». Что совершенно некорректно.Далее слово «теория» будет употребляться только в значении «доказанная гипотеза», «достоверное знание об устройстве объекта или явления».
Неполная индукция
Для получения максимально надежного знания об устройстве реальности нужно использовать полную индукцию. Это значит, что для выведения суждения о поведении элементовПоэтому, для индуктивного анализа в реальных исследованиях приходится использовать неполную индукцию, которая подразумевает, что мы берем лишь часть элементов множества и на основании анализа этих элементов делаем общие выводы о поведении всех элементов данного множества:
Японец № 1, японец № 2 и японец № 3 — маленького роста.
Следовательно — все японцы маленького роста.
Неполная индукция, разумеется, менее надежна, чем полная. Знание, которое мы получаем с помощью неполной индукции, всегда будет иметь степень достоверности ниже 100%.
Но если с помощью дедукции перепроверить знание, полученное с помощью неполной индукции и полученный результат совпадет с результатами предыдущих наблюдений — то это дополнительно увеличит надежность знания (хотя и не даст нам полной уверенности в его истинности):
Если все японцы маленького роста, значит японец № 4 — тоже будет маленького роста.
Чем больше элементов мы проанализировали в процессе неполной индукции, чем больше фактов мы включили в анализ — тем выше достоверность полученного в результате индукции знания. Разумеется, если мы корректно провели обобщение.
Таким образом, мы получаем следующую картину:
1) У нас есть факты, каждый из которых имеет достоверность, отличную от 100%
2) Мы выдвинули гипотезу на основании этих фактов с помощью неполной индукции. Достоверность гипотезы зависит от количества фактов, от степени достоверности каждого факта и от корректности операции неполной индукции. То есть достоверность гипотезы еще ниже, чем достоверность каждого факта, включенного в анализ.
3) Чтобы доказать гипотезу — мы проверяем ее с помощью дедукции. Мы генерируем на основании гипотезы предсказания о поведении объекта и сравниваем их с опытными данными от реального объекта. Каждое совпадение теоретических и опытных данных — увеличивает достоверность гипотезы и приближает ее к статусу теории.
В результате всех этих операций мы можем получить ДОСТАТОЧНО достоверное знание об устройстве процессов, явлений или объектов реальности. У этого знания будет
Знание
Из чего следует, что наше знание о мире имеет вероятностную природу. Мы почти ничего не знаем наверняка, а оперируем лишь более или менее точными предположениями об устройстве реальности. В большинстве случаев, 99% достоверности достаточно для того, чтобы отбросить сомнения и приняв допущение, что 99% примерно равно 100% — посчитать такое знание истинным.Наше знание о мире имеет вероятностную природу
Что важно понимать при этом?
а) Достоверность знания, полученного в результате неполной индукции никогда не будет равна 100%, а значит — всегда есть вероятность ошибки, заблуждения.
б) Наличие вероятности ошибки не должно нас сбивать с толку и делать нас менее уверенным в своей правоте. То, что наше знание истинно на 99% означает, что мы скорее правы, чем неправы, а значит можем смело действовать из этого понимания.
в) Мы должны быть открыты к альтернативному мнению и если наше знание, наша теория раз за разом ошибается, не соответствует реальности, дает неверные предсказания на будущее — мы должны быть готовы подкорректировать свою теорию, чтобы включить в нее больше фактов, которые ей противоречат. При этом каждый факт, который принимается к рассмотрению должен быть достаточно достоверным и не должен сразу и полностью перечеркивать всю ранее выстроенную теорию, если он ей противоречит (хотя вероятность того, что теория полностью ошибочна — тоже существует). Теория, да и все мировоззрение в целом, должны быть прочными, но гибкими.
Генерация знания
Из вышесказанного видно, что процесс генерации знания сложен и имеет много этапов. На каждом этапе присутствует вероятность ошибки, внесения искажений в исходные данные. Достоверность информации в процессе обработки то снижается, то увеличивается. И если не вести тщательный контроль за процессом обработки информации, то на выходе мы получим знание совершенно неизвестной степени достоверности и полезности.Даже если на всех этапах генерации знания делать все максимально корректно и даже если знание, полученное в результате будет предельно соответствующим реальности — убедить
Другой человек ничего этого не знает. В результате ему приходится доверяться авторитету или верить вам на слово. А когда приходится верить на слово — это ситуация: «мое слово против твоего», «мое мнение против твоего мнения». А это очень опасная ситуация. Таким образом можно поставить под сомнение любое знание, даже такое, на получение которого было потрачено очень много усилий и средств. Ценность любого знания можно обнулить, а ценность любого частного мнения возвести в абсолют. Это благодатная питательная среда для всевозможных фальсификаций, мистификаций и лженауки.
Резюме
Недостаточно просто доказать теорию. Нужно еще и убедить других в справедливости твоего доказательства. Убедить не давлением авторитета, а качеством работы с информацией. Причем убедить не только специалиста, но и любого, проявляющего интерес к данному вопросу. Только так можно защитить знание от обесценивания.Как именно это сделать — рассмотрим далее.
Похожие публикации (4)
- 14.06.2017 Доказательство
- 28.05.2017 Сильный факт и слабый факт
- 24.10.2016 Вероятность
- 07.08.2016 Объективная истина
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться