• Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30          

Алхимия "Сказки странствий"

О фильме "Сказки странствий" я прочитал в блоге astreldis.
До этого и не смотрел и не знал, что А. Миронов снялся в таком фильме,
но я не жалею, что посмотрел только сейчас.
Несмотря на то, что фильм сказка, он - сказка для взрослых,
история кардинально отличается от "Морозко" и подобных.
В ней много грусти, если большинство сказок имеют "happy end",
то в этой истории окончание философски-печально.
Принять подобную сказку мне позволило общение на ОИ, наши споры - разговоры о драконах,
мистике, алхимии, эзотерике и проч.
Следует отдать должное создателям фильма, иx дракон начала 80 г.г. выглядит
намного лучше многих навороченных компьютерных аниме.

Великолепен В. Басов.

Потрясающий образ чумы=смерти создан Кармен Галин,
её появление у костра в лесу - игра в несколько минут, но вызывает жуткий ужас.
В общем для тех, кто смотрел фильм - мнение от
astreldis.



Не так давно я посмотрела "Сказку странствий", словила катарсис, и у меня возникло желание вкурить проанализировать ее в строго алхимическом контексте. Это оказалось невозможным - слишком много смысловых пластов таит в себе притча, но некоторые стадии Великого Делания, имхо, в этой истории просматриваются вполне отчетливо. Я рискнула поместить сюда несколько гравюр из "Розариума" - не все. Но несколько.
В частности, в этой истории присутствуют три компонента, без которых невозможен opus magnus.
Это ртуть, сера, соль.
Дух, душа, и тело
Spiritus, anima, corpus.
Начнем с середины, то есть с момента появления Орландо-ртути на авансцене фильма, когда у меня возникло ощущение, что это - его история. Ведь сама по себе "Сказка странствий" - это мужской миф, путь героя, его шествие от рождения до смерти. Правда, в начале он ещё не герой, пока он этого не осознает. Орландо представляет собой довольно меркурианский персонаж - он jack of all trades, and a master of none, вспомнить хотя бы его разборку в таверне: "Вы что, думаете, что оружие поэта - только его язык? Что сила философа - лишь в мыслях? Что врач только вправляет кости, а не ломает их? Ошибаетесь!"

Лично у меня его "балаган на колесах" устойчиво проассоциировался с тележкой еще одного бродяги - Урсуса из "Человека, который смеется", того самого мизантропа и скомороха, который приютил двух детей - Дею и Гуинплена.
Орландо - это "дух воздуха", на это же намекает его крылатое имя : ) А еще, точно такое же было у персонажа Вирджинии Вулф, который первую половину жизни прожил как мужчина, а вторую - как женщина. А Меркурий ведь, как известно, андрогинен.
А теперь вернемся к началу. У алхимиков существует изначально ложная целостность, которая должна быть расколота на две части: Марта и Май (Герда и Кай?) оказываются разлучены. Мая похищают разбойники. Для того, чтобы осуществилось Великое Деяние, противоположности должны быть извлечены из купели бессознательного.

Марта воплощает собой серу, действие, не случайно возникает ощущение, что именно ее действия, ее мысли, ее желания являются катализатором большей части происходящих событий. Она - анима. У нее нет души, потому что она сама суть душа. : )
Май связан с солью, с телом, с материей: не случайно он обладает способностью притягивать золото: в нем заложен потенциал философского камня. Крайне важно, что соль "образует для существа как бы «оболочку», посредством которой оно находится одновременно в контакте с «окружением (средой)» в определенном отношении и изолирован от него в другом отношении". Иными словами, соль непосредственным образом связана с Персоной, с тем, что защищает от внешнего мира - и одновременно позволяет с ним контактировать. А еще - лишь через соль, находящуюся на границе между внешним и внутренним, возможно установление связи духа и души. Именно поиски Мая объединяют Марту и Орландо.





Первая часть алхимического преобразования связана с трансформацией женской части души - и трансформация это лунная. Марта встречает Орландо, и он пробуждает ее от стужи (внешнее действие), а она стимулирует его идти на поиски Мая (внутреннее действие). Любопытно, что активное движение связано с обнаружением того, что лошадь, движущую силу повозки, съели волки (смерть Эго). Но, иногда для того, чтобы повозка привезла тебя туда, куда нужно, следует отпустить тормоза, руководствоваться не доводами Эго, а интуицией и инстинктами. Меня очень зацепила молниеносная смена сезонов за окном - а затем они влетают в озеро... в купель :


Затем Марта с Орландо пробираются через деревню, где на драконе живут люди... Это тот самый безмятежный рай, царство Уробороса, мир детства. На этом профанном уровне люди являются частью материнского мира, земли, которая питает их. У только что родившегося героя-Орландо возникает риск никогда не повзрослеть, никогда не выйти из этой материнской утробы, остаться в ней, коротая век за пирами. Выход из этого блаженного мирка всегда сопряжен с ужасом - не случайно ситуация, когда дракон "выпускает хвост изо рта" и пробуждается, становится катастрофой. Рождается буря: само небо готово обрушиться вниз. Я рискнула здесь поменять две гравюры местами



Предвестник смерти уже близко: Орландо и Марту хватают инквизиторы и замуровывают их в башню. Единственный способ спастись и дать жизнь новому миру - это расчленить Антропоса, Пурушу, Пань Гу на плаще Орландо. И новорожденная душа-мир улетает....


Далее наши герои попадают в город, где правит чума. По улице бродят чумные доктора... с вороньими головами. Там Орландо по просьбе Марты успешно прогоняет чуму. Затем регрессирует до трикстера, устраивает шутовское представление, свой маленький "пир во время чумы", бахтинский карнавал в миниатюре. - затем умирая и сгорая. Ртуть, вступившая во взаимодействие с серой, часто приобретает свойства "жидкого огня". Происходит первое нигредо, женское - улетает мужская часть женской души... Вот и происходит первая, телесная смерть адептов. Между тем, именно нигредо являет собой первый шаг к подлинности. Но подобно тому, как умершая пара дает и производит жизнь, итогом становится спасение (появление) двух детей. Два ворона на гравюре, один из которых помогает другому выбраться из- под земли, служат символом того, что это еще не все...



Затем наступает альбедо, которую называют "женской работой". Именно здесь основную работу проделывает анима, Марта. В итоге, после долгих мучительных странствий, после того, как изношено три пары железных башмаков, стерто три пары посохов, съедено три железных хлеба, как водится, происходит воссоединение брата и сестры. Лунное воссоединение. Появляется андрогин. Но - прошла, осуществилась только еще первая часть работы. Предстоит вторая. В "Розариуме" есть соответствующая аналогия - когда кажущаяся целостность обретена, еще ничего на самом деле не кончено.
В связи со своей "соляной" природой Май оказывается охвачен инфляцией, его Персона становится непомерно раздутой. Он в буквальном смысле слова купается в золоте - но, по словам Горгона, у него нет души, потому что его душа ушла вместе с его болью. На ее месте душа Горгона. Иными словами, в данном случае Май нарастил себе мощнейшую нарциссическую защиту, пробить броню которой может лишь Марта - возможностью своей смерти. И происходит второе нигредо, мужское - улетает часть женской души. рушится замок. Даже не нужно проводить параллелей с соответствующим арканом Таро - и так все понятно.




Что же происходит на символическом уровне? Наступает третья стадия, рубедо, которая еще называется "детской игрой". Зеленый лев съедает солнце (кислота растворяет солнечное золото). Самое драгоценное, что было найдено (золото) должно быть принесено в жертву ради того, чтобы была обретена целостность. Истинность.



И после этого происходит перерождение, когда в Мае просыпается душа Орландо. Ибо смертию (символической) смерть поправ - появляется Христос как символ Самости. А то, что будет после этого - это совершенно другая история. Потому что алхимический цикл завершен. Великое Делание закончено. И мы пришли. Не к совершенству - а к целостности.