Страницы: 1 2 След.

Почему государство не разрабатывает программы направленные на формирование у школьников и студентов навыков поиска решения проблемы методом конструктивного диалога

  1. Надо ли учить школьников и студентов  искать решение проблемы методом конструктивного диалога?
    Да, надо  
     5 (83%)
    Нет, не надо  
     1 (17%)
В повседневной жизни нам постоянно приходится решать проблемы и не только семейно-бытовые, но и производственные, и даже наиболее важные - государственные (референдумы, выборы).
Но, можем ли мы всегда найти лучший вариант решения проблемы ? Конечно, нет ! А связано это с тем, что мы не умеем вести конструктивный диалог.
По идее, государство должно уделить особое внимание решению данной проблемы.
И ,действительно, в 1941 году Сталин попытался решить эту проблему. Он посетовал Асмусу, что его комиссары «не умеют думать», поэтому предложил организовать курсы логики для преподавания управленцам разных уровней.После после войны он решил пойти еще дальше — «вождь всех народов» собрался научить думать правильно всех советских граждан. В конце 1946 года ЦК ВКП (б) принимает постановление «О преподавании логики и психологии в средней школе»… ЦК ВКП(б) признал совершенно ненормальным, что в средних школах не преподаются логика и психология». https://mel.fm/istoriya_obrazovaniya/2359786-logic

В 1959 году обязательно преподавание логики и психологии в советских школах было полностью свернуто.
В 2012 году, государство попыталось вернуться к решению данной проблемы.

ФГОС среднего (полного) общего образования от 7 июня 2012 года, поставило перед школой цель – сформировать у школьников навыки ведения конструктивного диалога (портрет выпускника школы).
Существует три подхода к формированию навыков ведения конструктивного диалога: монодисциплинарный, полидисциплинарный и их сочетание.
Мондисциплинарный - подразумевает введение в школе дисциплины «Конструктивный диалог».
Полидисциплинарный – все преподаватели, на своих уроках, формируют у учащихся навыки ведения конструктивного диалога.

К сожалению,эта цель включена в стандарт для «галочки», случайно.

Если бы государство, действительно, собиралось научить школьников вести конструктивный диалог, оно бы, вначале, поставило перед собой цель - сформировать эти навыки у педагогов.
Вначале, во все педагогические ВУЗы ввело бы обязательную дисциплину «Конструктивный диалог». А в примерные программы, по каждой дисциплине, включило бы раздел по формированию навыков ведения конструктивного диалога.
К сожалению, данный раздел, есть, только, в примерной программе по русскому языку. Что явно недостаточно для формирования у школьников навыков ведения конструктивного диалога.

Уважаемые форумчане, предлагаю обсудить вопрос: « Почему государство не разрабатывает программы направленные на формирование у школьников и студентов навыков поиска решения проблемы методом конструктивного диалога?»
Цитата
Виктор Дроганов пишет:
В 1959 году обязательно преподавание логики и психологии в советских школах было полностью свернуто.

Да, это правда. И это в итоге привело к распаду СССР в 1991 году.

Но тут палка о двух концах :) Если людей не учить думать - они в конце концов и страну могут прохлопать. Если их учить думать - они начнут задавать неудобные вопросы и требовать слишком многого :) Что тоже может закончиться крахом государства. Непонятно, что лучше :)
Цитата
Уважаемые форумчане, предлагаю обсудить вопрос: « Почему государство не разрабатывает программы направленные на формирование у школьников и студентов навыков поиска решения проблемы методом конструктивного диалога?»
Потому что - зачем? Для чего?
А представьте подопытных кроликов или сидельцев тюрьмы, с которыми Хозяевам фермы или Начальству требуется иметь конструктивный диалог?

Там другие методы и цели.
К сожалению, мы можем только предполагать, чем мотивирует элита отказ от разработки программ направленных на формирование у школьников и студентов навыков ведения конструктивного диалога.

Вполне вероятно, правдой являются и мнение Ether, и высказывание Neo , а также предположение К.Роджерса.

К.Роджерс пишет, что подлинно демократические начинания в сфере воспитания представляют собой реальную угрозу современному общественному устройству, поскольку они альтернативны его пирамиде власти, его авторитарному способу бытия. Поэтому любая фронтальная атака на старое общество будет беспощадно опрокинута, либо обернется, как это уже не раз бывало в истории, пирровой победой.
Цитата
подлинно демократические начинания в сфере воспитания представляют собой реальную угрозу современному общественному устройству, поскольку они альтернативны его пирамиде власти, его авторитарному способу бытия
У меня большой вопрос к определению «демократические»,( что ими сейчас можно называть), но в остальном полностью согласна с этой фразой некого Роджерса.
Советское образование можно считать демократическим?..
Его основы были мощны настолько, что никакие современные реформы и оптимизации до сих пор не могут до конца убить то, что было заложено тогда.
Цитата
Ether пишет:
У меня большой вопрос к определению «демократические»,( что ими сейчас можно называть)

К сожалению, единого определения понятия « демократия» нет.
Можно ли, отнести к демократии конструктивный диалог? Думаю, что – да.
По этому поводу Халь Кок писал, что сущность демократии определяется не голосованием, а диалогом, переговорами, обоюдным уважением и взаимопониманием. И выросшим отсюда пониманием интересов целого. ...Демократия создается не политикой, а педагогикой.
.
Виктор,
на Ваш вопрос в опросе я тоже "кликнул" на "ДА",
т.е. у тех участников обсуждения, которые обратили внимание на тему, нет сомнений, что учить конструктивному диалогу надо.
Но Ваш основной вопрос обращён к государству, а за него мы ответить не можем.
Разумеется, с чего-то нужно начинать, как-то: писать, статьи, задавать вопросы, будить интерес общественности и т.д.
Предположим, государство даже заметит нашу активность, и даже согласится "кликнуть" на "ДА", и ответит:
- Понимаем, что надо, но нет средств, - что далее?

Чтобы учить конструктивному, должен быть тот, кто этому научит.
Для начала - какой должен быть предмет по Вашему мнению?
Математики, физики и др. откажутся, скажут, что это не их область,
на каких предметах в учебных заведениях сегодня можно читать лекции по изучению конструктивного диалога?
“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Цитата
Greg пишет:
Чтобы учить конструктивному, должен быть тот, кто этому научит.
Для начала - какой должен быть предмет по Вашему мнению?
Математики, физики и др. откажутся, скажут, что это не их область,
на каких предметах в учебных заведениях сегодня можно читать лекции по изучению конструктивного диалога?
Основой конструктивного диалога является логика и психология. Формировать навыки ведения конструктивного диалога необходимо начинать с педагогических ВУЗов.

Существует три подхода к формированию навыков ведения конструктивного диалога: монодисциплинарный, полидисциплинарный и их сочетание.
Мондисциплинарный - подразумевает введение в педагогическом вузе дисциплины «Конструктивный диалог».
Полидисциплинарный – все преподаватели, на своих уроках, формируют у студентов навыки ведения конструктивного диалога.
В примерной программе по русскому языку уже есть раздел по формированию навыков ведения диалога. Такой же раздел необходимо ввести и в примерные программы других дисциплин.
Изложение материала должно быть по алгоритму: тезис, аргумент, доказательство. Тезис доказан, тезис опровергнут, тезис является гипотезой.
Все это слишком серьезно и заумно ( простите) для обычных взрослых людей, а для современных студентов с клиповым мышлением - вообще занудство :pardon:
Цитата
По этому поводу Халь Кок писал, что сущность демократии определяется не голосованием, а диалогом, переговорами, обоюдным уважением и взаимопониманием. И выросшим отсюда пониманием интересов целого. ...Демократия создается не политикой, а педагогикой.
Здесь ни убавить, ни прибавить.
Хотелось бы посмотреть воочию на такую демократию в масштабах общества при жизни))))
Между обычными людьми встречаю регулярно. 0)
Цитата
Greg пишет:
Но Ваш основной вопрос обращён к государству, а за него мы ответить не можем.
Разумеется, с чего-то нужно начинать, как-то: писать, статьи, задавать вопросы, будить интерес общественности и т.д

По большому счету, разработка программы направленной на формирование у школьников и студентов навыков поиска решения проблемы методом конструктивного диалога не является чересчур трудной задачей.

Главная проблема - это, каким образом, заставить Министерство образования разработать концепцию и программу воспитания направленную на формирование у преподавателей и студентов навыков ведения конструктивного диалога.
К сожалению, мы живем в авторитарном обществе, а законы межличностных отношений, так же реальны, как законы физики или химии, и их невозможно обойти .
Согласно морали (законов) авторитарной группы, одна и та же мысль кажется вздорной в устах Забитого, но чрезвычайно дельной в устах Главаря, Авторитета или Приближенного. Есть в этом сходство с данными наблюдений за стаей обезьян. Обычно обезьяна, обнаруживая корм (скажем, изобилие бананов в ближайшей роще), громкими криками оповещает об этом стаю. Но стая не спешит на зов, если он исходит от особи низкого ранга. Этой особи, как бы, не соответствует роль "первооткрывательницы"! Так же и у людей.

Поэтому, если мы действительно хотим реализовать данную идею, нам необходимо найти Авторитета или Партию и предложить им озвучить данную идею, как это было сделано в Японии.
Ито Хиробуми, Ивакура Томоми (Авторитеты) Японии считали, что без образованного населения Япония не сможет достичь Просвещённости и Цивилизации. Поэтому в 1872 государство ввело обязательное четырёхлетнее начальное образование для каждого маленького японца.
Тогдашнее руководство России с этим мнением было несогласно, и всеми силами противилось введению всеобщего начального образования.

Требование обязательного общего бесплатного обучения детей обоего пола до 16 лет вошло в программу РСДРП (Авторитет- партия), принятую в 1903 на 2-м съезде партии, и было поддержано прогрессивными деятелями России. Однако только после Октябрьской социалистической революции в стране было введено В. о., т.е. примерно на 50 лет позже Японии.

В России, в качестве Авторитета, озвучил эту идею развития критического мышления у школьников и студентов бывший вице-президент Российской академии образования Болотов Виктор Александрович. Он еще в 1995 году, предложил заменить коммунистическую идеологию критическим мышлением (Директор школы. 1995. ? 1. С. 67-73.) . К сожалению, его авторитета было недостаточно для реализации данной идеи.
" КОМПОНЕНТЫ ПОНИМАНИЯ

АФФИНИТИ, РЕАЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ (АРО)

Ещё одним инструментом, имеющим огромную важность ...... и отлично помогающим в построении человеческих взаимоотношений, — являются основы аффинити, реальности и общения. Эти три взаимозависимых фактора могут быть выражены с помощью треугольника.
Первый угол треугольника — аффинити. Это степень симпатии или любви или степень их недостатка. Это чувство любви или симпатии к кому-то или чему-то.
Второй угол треугольника АРО — реальность, и его можно определить как «то, что кажется существующим». Реальность в своей основе — это согласие. Реально то, с реальностью чего мы согласились.
Третий угол треугольника — это общение, его можно определить как обмен идеями или предметами между двумя людьми. В человеческих отношениях этот угол треугольника важнее двух других.
Взаимосвязь вершин этого треугольника станет явной, стоит только задать вопрос: «Вы когда-нибудь пытались разговаривать с разгневанным человеком?» Без значительной симпатии и без некоторого согласия не существует общения. Без общения и наличия некоторого эмоционального отклика не может быть реальности. Без некоторого согласия и общения не может существовать аффинити.
Таким образом эти три явления формируют треугольник. Если нет двух вершин треугольника, не может быть и третьей. Если вы хотите, чтобы у вас была какая-либо вершина этого треугольника, то вам необходимы и две другие.
..."
Цитата
По большому счету, разработка программы направленной на формирование у школьников и студентов навыков поиска решения проблемы методом конструктивного диалога не является чересчур трудной задачей.

Главная проблема - это, каким образом, заставить Министерство образования разработать концепцию и программу воспитания направленную на формирование у преподавателей и студентов навыков ведения конструктивного диалога.
В существующей ситуации лучше начинать с практических навыков:
в любом коллективе есть люди, которые способны на своём примере учить способам позитивной коммуникации других.
На некоторых тренингах есть такое задание: тренеры- преподы ( согласно своим наблюдениям) выделяют наиболее несовместимых и трудных в общении членов группы, объединяют их и они, по условиям тренинга, вынуждены найти способ к эффективному взаимодействию. Наглядно и полезно для всех.

Фактор уважения и умения концентрировать внимание на положительных качествах собеседников, а не на своих амбициях и психологических задвигах - действительно краеугольный камень общения.
Цитата
Виктор Дроганов пишет:
Основой конструктивного диалога является логика и психология. Формировать навыки ведения конструктивного диалога необходимо начинать с педагогических ВУЗов.

Правильно, это то, что я и хотел услышать, для начала нужного подготовить тех, кто сможет обучать.

Цитата
Виктор Дроганов пишет:
В примерной программе по русскому языку уже есть раздел по формированию навыков ведения диалога.
Такой же раздел необходимо ввести и в примерные программы других дисциплин.

Примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день. Факультативы остались в советском прошлом.
При нынешних зарплатах педагоги охотнее работают на оплачиваемом репетиторстве, нежели добровольно возьмут на себя факультативное обучение.

Цитата
Виктор Дроганов пишет:
В России, в качестве Авторитета, озвучил эту идею развития критического мышления у школьников и студентов бывший вице-президент Российской академии образования Болотов Виктор Александрович. Он еще в 1995 году, предложил заменить коммунистическую идеологию критическим мышлением (Директор школы. 1995. ? 1. С. 67-73.) . К сожалению, его авторитета было недостаточно для реализации данной идеи.

Значит надо искать новый весомый авторитет :)

Цитата
Ether пишет:
В существующей ситуации лучше начинать с практических навыков:
в любом коллективе есть люди, которые способны на своём примере учить способам позитивной коммуникации других.

Есть-то они есть, только см. выше, всё меньше энтузиастов, желающих работать безвозмездно, значит - даром :pardon:
“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Герман, солнце наше, Греф в порыве редкой откровенности проболтался про то, что массовые манипуляции людьми и массовое оболванивание людей есть системная государственная политика:



И причина тут даже не в злой воле власть придержащих, а в том, что ресурса на всех не хватает на планете Земля чтобы удовлетворить все желания всех желающих. Поэтому приходится выстраивать стратовое общество, где меньшинство контролирует и дурит большинство. Отбирает у них ресурс, общественный продукт и забирает его себе. Если завтра отказаться от этих страт и всем открыть глаза, то все захотят иметь все, а всего на всех просто не хватит :) Планетка у нас такая, не богатая :)
Цитата
Greg пишет:

Примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день. Факультативы остались в советском прошлом.
При нынешних зарплатах педагоги охотнее работают на оплачиваемом репетиторстве, нежели добровольно возьмут на себя факультативное обучение.

ФГОС среднего (полного) общего образования от 7 июня 2012 года, поставило перед школой цель – сформировать у школьников навыки ведения конструктивного диалога (портрет выпускника школы).
Согласно пунктов 5, 7 статьи 12 Закона об образовании, «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию разрабатывают образовательные программы самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих ПРИМЕРНЫХ основных образовательных программ».
http://www.gouo.ru/AZBUKA_GOU/O/Obrazovatelnaya_Programma.html

5. Проекты ПРИМЕРНЫХ основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования. https://rg.ru/2014/08/19/poryadok-dok.htm

К сожалению, Министерство образования не сочло нужным разработать ПРИМЕРНУЮ программу, направленную на формирование у школьников навыков поиска решения проблемы методом конструктивного диалога.

Поэтому у школ два варианта:
1. Признать, что данный пункт (…это ученик умеющий вести конструктивный диалог ) включен в Стандарт для «галочки». И игнорировать его требование.
2. Согласиться с тем, что данный пункт законодательно обязывает школу разработать программу, направленную на формирование у школьников навыки ведения конструктивного диалога.
ФГОС обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. Т.е., включение в СТАНДАРТ данной цели, не только дает юридическое право, но и законодательно обязывает школы разрабатывать программы воспитания, направленные на формирование у школьников навыков ведения конструктивного диалога.
Цитата
Neo пишет:
Герман, солнце наше, Греф в порыве редкой откровенности проболтался про то, что массовые манипуляции людьми и массовое оболванивание людей есть системная государственная политика:

Уважаемый Neo . Честно говоря, я был уверен, что никогда не услышу из уст самой элиты причину, по которой они не хотят формировать у школьников и студентов навыки поиска решения проблемы методом конструктивного диалога. Спасибо за информацию.
Цитата
Neo пишет:
Герман, солнце наше, Греф в порыве редкой откровенности проболтался про то, что массовые манипуляции людьми и массовое оболванивание людей есть системная государственная политика:

То ли болтун, то ль правдоматкурежец, ну в общем - либерал.

"Человек, потерявший миллиарды, упивается этим":
Делягин поддал "экшена" Грефу
©

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин объяснил, с чем связано признание главы Сбербанка Германа Грефа в ошибках на миллиарды при внедрении искусственного интеллекта. "Это урок и для элиты, и для тех, кого элита считает своими рабами. Якобы он сверхчеловек из-за того, что он может потерять несколько миллиардов, и ему плевать на это", - объяснил эксперт. Он также добавил, что высказывания господина Грефа об искусственном интеллекте в очередной раз доказывают, что предправления банка "нужен экшен".

Глава Сбербанка Герман Греф выступил в одной из частных школ в Москве, рассказав, что ошибки при внедрении искусственного интеллекта принесли банку убытки в миллиарды рублей. Будничный и спокойный разговор о потере денег был уроком "для элиты и для тех, кого элита считает своими рабами", объяснил Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

В комментарии Царьграду он отметил, что поведение топ-менеджера сравнимо с поведением героя в американских фильмах о биржевом крахе.
"Якобы этот человек крутой, потому что он может потерять несколько миллиардов, и ему плевать на это. И человек, который потеряет миллиарды, он в рыночной системе и в демократической, точнее псевдодемократической западной системе, стоит выше. Он - сверхчеловек, и упивается этим, старается всем демонстрировать", - указал экономист.

При этом, добавил Делягин, чистая прибыль Сбербанка составляет сотни миллиардов рублей, и "миллиардные" убытки от внедрения ИИ компенсируются.

Но позицию Грефа можно объяснить, указывает эксперт.

"Это не его деньги. Если бы он управлял своими деньгами, его эмоции были бы совершенно другими. Но он руководитель большой корпорации, здесь нет разницы при таких масштабах, между государственным и частным бизнесом. И топ-менеджер большой корпорации никакого отношения к акционерам не имеет. В данном случае он не имеет отношения ни к народу, ни к англичанам и американцам, которые, насколько можно судить, владеют не менее чем третью Сбербанка. Кроме того, высказывания господина Грефа об искусственном интеллекте, о постоянном потоке инноваций и его приглашение индийского гуру на Санкт-Петербургский экономический форум показывают, что ему нужен экшен", - уточнил Делягин.
Однако, подчеркнул он, для Грефа сам факт проведения реформ важнее сути этих реформ.

"Это такой общий для либералов болезненный зуд реформаторства. Давайте, мы сделаем чего-нибудь новенькое, неважно, что именно, там посмотрим", - заметил эксперт.
“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Цитата
Neo пишет:
И причина тут даже не в злой воле власть придержащих, а в том, что ресурса на всех не хватает на планете Земля чтобы удовлетворить все желания всех желающих. Поэтому приходится выстраивать стратовое общество, где меньшинство контролирует и дурит большинство. Отбирает у них ресурс, общественный продукт и забирает его себе. Если завтра отказаться от этих страт и всем открыть глаза, то все захотят иметь все, а всего на всех просто не хватит. Планетка у нас такая, не богатая

Категорически не согласен.
Что значит "планетка небогатая"?
Вспомни спичи экс -министра Ткачёва, который будучи губернатором самого богатого плодородного края, вещал, что надо учиться собирать зерна с 1 га столько сколько собирают датчане.
Т.е датчане в Северной Европе, или голландцы на своих осушенных болотах могут собирать зерна-яблок-помидоров больше, чем на благодатном кубанском чернозёме :Head-On:

На планете есть достаточно всего, чтобы хватало всем.
Как там в известном мультике было: средств у нас хватает, мозгов у нас не хватает.
Вместо гармоничного баланса, зашкаливающий дисбаланс.
До тех пор пока, такие крутые "грефы" будут разбрасываться деньгами, в т.ч. государственными, носить часики за миллионы, строить яхты за миллиарды и проч. и проч. - на всех "просто не хватит".
Похвастался бы этот крутой Греф, что ИИ сделал ошибку, а человеческий мозг исправил и вернул потерянное с прибылью,
а эту прибыль он предлагает на обучение\образование, это было бы, действительно, круто.
Пока получается у большинства мозгов не хватает, если меньшинству удаётся дурить это самое большинство.
“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Цитата
Greg пишет:
Пока получается у большинства мозгов не хватает, если меньшинству удаётся дурить это самое большинство.
---
Да, к сожалению, так получается.
Цитата
Пока получается у большинства мозгов не хватает, если меньшинству удаётся дурить это самое большинство.

Но это не в смысле, что большинство дураки.
Это как у Стругацких, на планете немытые полуживотные правят/погоняют/убивают людей с золотыми ногтями.

Нормальный полноценный психически здоровый человек не отберет последнее у пенсионера или ребенка, он эмпат, он не сможет сделать больно кому-то, потому как ощущает чужую боль как свою, он не сможет стать ростовщиком установив непосильные проценты, ему такое и в голову не придёт, он не решится выдвинуть свою кандидатуру куда-то, потому как осознает, насколько это ответственно, он реально оценивает свои умственные силы.
А дурак, без размышлений все это делает.

Нормальный человек живет себе, занимается хозяйством например, любимым ремеслом, он же не может за всем уследить, делает хорошо свое дело, а тут какой-то дурак, например, который выскочка, который плохо учился, но активный, по партийной линии, например, требует с этого работяги взятку за возможность дальше работать, или устанавливает непосильный/нереальный налог, а кучка таких же баранов узколобых, голосуют, чтоб этот закон вступил в действие. И человек, жил, никого не трогал, а тут, либо скрывать доходы, играть по их правилам, либо на демонстрацию, либо я не знаю... письмо писать как Лев Толстой царю, и что это письмо поменяло тогда? http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pisma/1901-1902/letter-163.htm
нет, но делать что-то надо,жить же дальше надо :)
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)