«Печальные тропики»: Клод Леви-Стросс как важнейший мыслитель пандемий
В текущих дискуссиях о Covid-19 отсутствуют ссылки на основателя структурной антропологии, Клода Леви-Стросса.
Однако его мысль была занята основополагающим вопросом:
как уловить предупреждающие сигналы о надвигающейся катастрофе?
Фредерик Кек, директор по исследованиям Национального центра научных исследований и директор Лаборатории социальной антропологии в Париже, рассуждает о том, как антропология может помочь в деле предупреждения пандемий, почему Леви-Стросс видел связь между гибелью индейских племен от микробов и уничтожением евреев нацистами
и какие невыученные уроки нам оставил великий французский антрополог-мыслитель.
Президент Франции Э. Макрон, в интервью Financial Times от 16 апреля охарактеризовал пандемию Covid-19 как «очень глубокий антропологический шок: половина планеты была закрыта для спасения жизней». С самого начала этого кризиса в СМИ антропологам задавали вопросы о том, как пандемия раскрывает наше отношение к болезням, смерти, общественному пространству, животным, глобализации … Но имя Клода Леви-Стросса никогда не произносилось, хотя он, бесспорно, является величайшим французским антропологом XX века. В течение всей своей жизни Леви-Стросс, заставший целое столетие (1908-2009), думал обо всех напряжениях, противоречиях и катастрофах. По его мнению, чтобы подготовить мир к состоянию «пост», сначала нужно бы научиться постигать знаки мира предшествующего, которые основатель структурной антропологии предложил разметить на карте.
Клод Леви-Стросс родился в 1908 году в среде свободомыслящей еврейской буржуазии, все еще травмированной делом Дрейфуса и вскоре обедневшей из-за мировой войны. В 1918 году, когда «испанский» грипп убил 250 тысяч человек во Франции, в том числе нескольких художников, таких как Гийом Аполлинер и Эдмон Ростан, он увлекся литературой и оперой. Он принадлежал к тому поколению, которое поддерживало и пацифизм, и социализм, но не видело подъема фашизма в Италии и нацизма в Германии. Не замечая признаков милитаризации Бразилии, он проводит там исследования индейских обществ в Мату-Гросу в период с 1935 по 1939 года. Мобилизованный по возвращении во Францию, он пытается после «странной войны»
ⓘ(«Drôle de guerre» («Странная война») – период Второй мировой войны с 3 сентября 1939 по 10 мая 1940 года на Западном фронте, когда практически отсутствовали полномасштабные боевые действия между вооруженными силами союзников и Германии. Закончилась поражением англо-французских войск и немецкой оккупацией значительной территории Франции.)
восстановиться на посту профессора философии.
Эту слепоту изучающего философию освещает одержимость исследователя антропологии:
как заранее уловить предупреждающие знаки надвигающейся катастрофы?
В 1941 году, спасаясь от преследования евреев правительством Виши, Леви-Стросс переехал в Нью-Йорк, где он встретил Франца Боаса, основателя культурной антропологии, и Романа Якобсона, основателя структурной лингвистики. Эта двойная встреча с эмигрантами из Центральной Европы подтолкнула Леви-Стросса к формулированию основополагающего положения структурной антропологии: человеческие общества состоят из соотносительных структурных элементов, таких как единицы родства, естественные классификации или элементы мифа, которые сами по себе не имеют значения. В то время как Институт Рокфеллера в Нью-Йорке разрабатывал обширную программу классификации вирусов гриппа на основе антител, чтобы подготовить вооруженные силы США к следующей пандемии гриппа, Леви-Стросс, вдохновленный амазонским вождем, пишет «Элементарные структуры родства» для подготовки свободной Франции к восстановлению поствоенного мира с новыми формами взаимного обмена.
Тексты этого периода, которые намечают проект политической антропологии на руинах Третьей республики, были отредактированы Винсентом Дебаэном под названием «Структурная антропология 0» (Anthropologie structurale zéro, Claude Lévi-Strauss, Seuil, 2019).
Когда Леви-Стросс вернулся в Париж в 1947 году, эта программа восстановления французского общества с помощью антропологии провалилась.
Наступило время для освобождения после ограничений: «Тошнота» Сартра и «Чума» Камю интересуют читателей куда больше, чем догадки антрополога об австралийских системах родства. Леви-Стросс, думая, что его карьера закончена, пишет «Печальные тропики» «в состоянии ярости».
Книга имела литературный успех, а жюри Гонкуровской премии сожалело, что не смогло наградить автора. В 1958 году с публикацией «Структурной антропологии» и его избранием в Коллеж де Франс литературный успех превратился в институциональное признание. В 1960 году Леви-Стросс основал Лабораторию социальной антропологии (LAS) и журнал L’Homme в 1961 году. Он опубликовал работу «Неприрученная мысль» в 1962 году и показал себя всему миру как преемник Дюркгейма и Мосса во французской социологической традиции.
Если смотреть ретроспективно, в том, что касается наших современных опасений по поводу пандемий, период 1958-1968 годов представляется одновременно и золотым веком структурализма, который некоторые квалифицировали и как «Новое французское Просвещение», проявившее себя в блестящих работах Альтюссера, Деррида, Фуко, Делеза, и как новый период ослепления. «Славное тридцатилетие» (1946-1975) достигло своего потребительского расцвета в результате безрассудного способа производства, экологическое разрушительное воздействие которого начинает ощущаться. Однако Леви-Стросс дал пессимистическое описание этих разрушительных действий еще в 1955 году в «Печальных тропиках» и предпринял в своем обширном путешествии по индейским обществам в «Мифологиях» (1964- 1971) систематическую инвентаризацию того, что осталось от массового уничтожения их среды обитания.
«Неприрученная мысль» была опубликована в 1962 — в том же году, что и две основополагающие работы современной экологической мысли: «Безмолвная весна» Рэйчел Карсон в США и «Естественная история инфекционных заболеваний» Фрэнка Макфарлэйна Бернета в Великобритании.
Сегодня возникает вопрос, почему мир так мало волновали пандемии гриппа 1957 и 1968 годов, унесшие жизни, соответственно, 2 и 1 миллиона человек в южном Китае? Даже если сравнение может показаться шокирующим, эта слепота сравнима с той, которая привела поколение Леви-Стросса к игнорированию предупреждающих знаков нацизма. Однако Леви-Стросс осознавал риски появления вирусов в 1960-х и 1970-х годах, потому что он думал об этом со времени своей встречи с индейскими обществами, исчезновение которых под воздействием европейских микробов он сравнивал с уничтожением евреев в Европе. В 1996 году Леви-Стросс опубликовал в La Repubblica статью о кризисе коровьего бешенства, в которой обратился к работам Дэниела Карлтона Гайдусека о болезни куру в Новой Гвинее, задавшись вопросом:
«Можем ли мы принять точку зрения «примитивных обществ» на новые болезни, поражающие «современные общества»?»
Структурная антропология, возможно, была задумана как ответ на этот вопрос: наметить симптомы мира, который исчезает, чтобы придать смысл миру, который приходит, до окончательного исчезновения человеческого вида в той среде, которую он сделает непригодной для проживания.
Статья была впервые опубликована на французском языке 20 мая 2020 года в газете «Libération» под заголовком «Claude Lévi-Strauss, penseur incontournable des pandémies«. (C)
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться