Страницы: 1

Уровни сознания и эннеаграмма

Эннеаграмма (с греч. ennea — девять и grammos — фигура) — концепция типов личности и взаимоотношений между ними, описывает девять «глубинных подсознательных „драйвов“» и их влияние на мировоззрение, мыслительные, эмоциональные и поведенческие стратегии


Первоначально статья была опубликована в журнале «Эннеаграмма» («Levels of Consciousness and the Enneagram», The Enneagram Journal, Vol. 3, 2010) — рецензируемом издании Международной ассоциации эннеаграммы (International Enneagram Association).
Перевод с английского выполнен с разрешения авторов Мариной Калдиной под редакцией Сергея Гуленкина специально для журнала «Эрос и Космос». ©

«В том, что Гурджиев называет „Объективной наукой“, используется музыкальная аналогия, чтобы понять вселенную, созданную из цепочки энергий, которая растягивается от самой низкой до самой высокой октавы: каждая энергетическая составляющая трансформируется по мере того, как она поднимается или опускается, проявляясь либо более грубо, либо более тонко в зависимости от её места на шкале. На каждом определённом уровне энергия соответствует уровню её интеллекта, и сама является сознанием, меняющимся в рамках широкого спектра вибраций, что и определяет человеческий опыт… Гурджиев также подтверждает реальность абсолютного уровня чистого качества (всегда развивающегося). Из этого источника энергии спускаются для встречи и взаимодействия с энергиями, о которых мы знаем. Когда чистое и грубое начинают взаимодействовать, это может поменять значение наших действий и того влияния, которое они оказывают на мир». Питер Брук (Gurdjieff, 2008)

Резюме
Наш опыт показал, что если использовать эннеаграмму как изолированную типологию, то люди начинают не развиваться, а ещё больше идентифицироваться со своим типом личности. В интегральной психологии Кен Уилбер (2000) говорит, что типологии, такие как Майерс — Бриггс, эннеаграмма и юнгианская типология, — это горизонтальные системы. Несмотря на то что они полезны для повышения осознанности, эти модели не описывают полной картины человеческого развития. Однако, сочетая горизонтальную модель, такую как эннеаграмма, с вертикальной системой стадий и волн развития человеческого сознания, такой как спиральная динамика, «мы начинаем видеть, как может выглядеть по-настоящему многоуровневая психология» (Wilber, p. 54).

Сочетая горизонтальные типологии и вертикальные модели развития, мы начинаем видеть, как может выглядеть по-настоящему многоуровневая психология

Если мы стремимся к настоящему эволюционному изменению личности и человечества, мы убеждены, что эти системы могут помочь нам понять и определить личность и различные уровни человеческого сознания. Есть ряд систем, которые описывают эти два аспекта человеческих существ. Эннеаграмма личности — это динамичная и мощная типология, которая помогает людям понять свою уникальную и определённую структуру личности; она великолепна в описании психологических защитных механизмов, которые использует каждый из нас (Palmer, 1998). По мере того как мы повышаем свою осознанность через самонаблюдение, понимая свои паттерны и привычки, мы обретаем способность делать сознательные выборы. Спиральная динамика — это система, которая предлагает нам взглянуть на эволюцию человеческого сознания за последние 100 тысяч лет (Graves, 2005). Это замечательный инструмент, который помогает человечеству совершать сдвиги в культурах. По мере того как мы осознаём спектр человеческих ценностей и картин мира, мы становимся способны глубже понять ключевые проблемы, из-за которых люди, группы, культуры либо конфликтуют, либо гармонично взаимодействуют друг с другом. В сочетании, каждая из этих систем обучает другие, позволяя людям получать многостороннее понимание своего внутреннего мира в течение жизни и более полный взгляд на постоянно развивающиеся уровни сознания, действующие внутри и вовне (Ooten, Unpublished).

Первая фаза исследования была закончена в 2005 году на конференции Международной ассоциации эннеаграммы в Калифорнии при участии 38 человек, которые хорошо знали свой тип по эннеаграмме и которые являются известными преподавателями этого подхода. Каждую из групп попросили «назвать одно слово, которое бы обозначало их тип эннеаграммы на каждом из уровней сознания» (таблица 2) и «привести одну фразу, которая бы описывала их тип на каждом из уровней сознания» (таблица 1). Среди выдающихся учителей и исследователей эннеаграммы был достигнут консенсус относительно 63 архетипических названий и описаний каждого из типов эннеаграммы на каждом из уровней развития.

Вторая фаза исследования продолжается в течение уже пяти лет. Дебора Оотен, PhD, провела тест по ценностям среди 230 человек, которые были уже знакомы со своими типами по эннеаграмме, пройдя тренинги у доктора Оотен или у других признанных преподавателей эннеаграммы, и которые также прошли обучение по спиральной динамике у доктора Оотен в Школе осознанной жизни (школа, аккредитованная Международной ассоциацией эннеаграммы) или на других программах.

«Ценностный тест: приоритеты в жизненных выборах, анализ семи мемов, картин мира и систем верований людей, организаций и культур» (Beck, 2002) — это научный и прошедший проверку анализ принятия или отрицания человеком картин мира или ценностей семи уровней развития сознания, которые есть у человека независимо от того, действуют ли эти уровни в человеке осознанно (принятие) или неосознанно (отрицание). На настоящий момент в исследовании приняли участие 74 мужчины (32%) и 156 женщин (68%) от 21 года до 65 лет. Средний возраст составил 47 лет. Уровни сознания развиваются последовательно, каждый уровень включает в себя предыдущий. Несмотря на то что не все участники дошли до высших уровней, в исследовании были представлены все уровни. 21 участник развился до синего уровня, 52 участника — до оранжевого уровня, 73 — до зелёного, 65 — до жёлтого и 19 — до бирюзового. Участникам дали 63 архетипических названия и описания типов эннеаграммы на каждом из уровней сознания и попросили дать обратную связь по поводу того, насколько хорошо названия и описания соответствовали их типу на каждом из уровней сознания. С учётом наиболее частых ответов описания 2005 года были расширены.

Это исследование продолжается при участии студентов Школы осознанной жизни и будет более глубоко представлено в готовящейся к публикации книге Деборы Оотен (Ooten, Unpublished).

Данная статья знакомит вас с уровнями сознания по эннеаграмме через эти 63 архетипических названия и описания.

Такой взгляд на типы личности по эннеаграмме внутри каждого уровня сознания иллюстрирует огромное количество характеристик типов по эннеаграмме, отличающихся от крыльев, движений по линиям и подтипов, а также привносит новое измерение в работу по сознательной эволюции.

Спиральная динамика

Спиральная динамика была разработана в 1970 году доктором Клэром Грейвзом, а также дополнительно gravesдоработана с того времени докторами Доном Беком, Крисом Кованом, Наташей Тодорович и другими. Эта система даёт описание биопсихосоциальной двойной спирали, развивающейся модели человеческого сознания, которая открывает новый подход к пониманию сил, влияющих на взаимодействие и поведение людей черед стадии человеческого развития (Graves, 2002; Graves, 2005; Beck, 2006). Эти стадии могут применяться к людям, организациям, а также на геополитическом и национально-государственном уровне (Beck, 2006). Выражение уровня сознания — это результат взаимодействия между внешними условиями существования и внутренними сложными адаптивными системами.

На настоящий момент обнаружено девять уровней или волн человеческого сознания, где поочередно проявляются «Я» (выразительные) и «Мы» (жертвенные) уровни, образующие два порядка, или яруса (tiers). На первом порядке-ярусе существует конфликт внутри уровня и между уровнями. Уровни второго порядка поддерживают альтернативные, высокоадаптивные способы разрешения проблем. Каждый новый возникающий уровень выходит за пределы предыдущего и также включает в себя ценности, методы, перспективы предыдущих уровней (Graves, 2002).



Уровни сознания

Спиральная динамика — открытая система: это означает, что уровни продолжают возникать по мере того, как развиваются человеческие существа. На настоящий момент было обнаружено, изучено и задокументировано восемь уровней (Graves, 2002; Graves, 2005; Beck, 2006). Девятый уровень только сейчас возникает, но ещё недостаточно людей продвинулись на этот уровень, чтобы можно было точно его описать. Образ спирали используется потому, что каждый новый уровень включает в себя ценности, навыки и механизмы нижних уровней, становясь более адаптивным, сложным и обширным (Beck, 2006). По мере того как мы проходим через все эти стадии, все предыдущие уровни сознания продолжают действовать в нас и могут выражаться адекватно или неадекватно с учётом времени, места, проблем и жизненных обстоятельств, с которыми мы сталкиваемся (Beck, 2006).

Тогда как Клэр Грейвз присвоил буквы уровням во время своего двойного слепого исследования, уровни всё чаще обозначают цветами, как это сделали для простоты Бек и Кован, и в этой статье мы будем придерживаться схемы обозначения уровней цветами (2006). Эти уровни применяются к различным типам человеческого развития, включая временной диапазон человеческой эволюции, этапы взросления человека от младенчества до зрелости, эволюцию общества и стадии корпоративной культуры (Wilber, 2000).

Бежевый
Первый уровень — это бежевый уровень существования. Бежевый уровень сознания связан с инстинктами выживания особей и немедленного удовлетворения базовых потребностей в еде, воде, безопасности и сексе. На этом уровне правят ощущения и нет концепции индивидуального «я», нет представлений о времени, которые вели бы дальше сиюминутных потребностей, нет концепций пространства вне занимаемого места. Людей на этом уровне (их становится всё меньше) можно найти в отдалённых районах, где они живут в небольших рассредоточенных группах без конкретного лидера. Этот уровень также проявляется как базовый уровень функционирования новорожденных детей, пациентов на поздних стадиях болезни Альцгеймера и после сильных травм и пережитого шока (Graves, 2002; Graves, 2005; Beck, 2006). Сегодня выживание полностью встроено в генетический код и социальную деятельность большинства людей. Выживание редко является проблемой, а если и является  — то только на короткое время. Однако если выживание снова становится проблемой, то этот уровень выходит на передний план, например, в ходе таких экстремальных событий, как цунами в Индийском океане в 2004 году или ураган «Катрина» в 2005 году. Так как бежевый уровень является врождённым и полностью интегрированным в случае 99,9 процентов людей, он не оценивался отдельно в рамках теста по ценностям (Ooten, Unpublished).

В то время как люди получают доступ к дополнительной энергии, возникает наблюдение причинно-следственных связей, и когда конкуренция и опасности угрожают удовлетворительному выживанию, бежевый уровень сменяется следующим. В этот момент новые нейрональные связи создают осознание разницы между отдельным человеком и группой, а также понимание того, что без группового усилия невозможно гарантировать длительное существование (Beck, 2006).

Фиолетовый
Фиолетовый уровень — магический и анималистический, ключевыми мотивациями которого являются задабривание духов, обеспечение безопасности племени и гарантирование постоянного удовлетворения основных потребностей. Ключевые убеждения на этой стадии состоят в том, что мир — таинственный и полный опасностей; чтобы выжить, племя должно держаться вместе, должно умиротворить или умилостивить идолов, духов, божеств и носителей власти. Потребности личности подчинены группе. В анималистической картине мира всё имеет значение и является живым, включая камни, деревья и землю (Graves, 2005; Beck, 2006). Этот уровень сильно мотивируется обеспечением безопасности и выживания, что достигается через традиционализм и следование правилам племени (Graves, 1974). Если и когда ритуалы, табу и правила племени становятся слишком ограничивающими или не обеспечивают выживание, люди переходят на следующий уровень, который фокусируется на выражении себя для получения личного удовлетворения (Ooten, Unpublished).

Красный
Красный уровень сознания — импульсивный и эгоцентричный. Ключевой мотивацией является стремление делать то, что хочешь ты, и стремление быть тем, кем ты являешься, независимо от последствий (Ooten, Unpublished). Нейромедиаторы, связанные с чувством вины, физиологически отсутствуют у людей на этом уровне, поэтому чувство вины не выражено (Graves, 2005). Мир видится как грубый и жёсткий; мировосприятие настроено на борьбу за выживание. На этом уровне сознания потребности отдельного человека перевешивают потребности группы. Люди выражают себя в эгоцентричной, импульсивной, эксплуататорской манере, они стремятся всё контролировать. На этом уровне есть два типа людей: жертва и преступник, или меньшинство «имеющих» и большинство «неимущих» (Beck, 2006). Гедонизм, немедленное удовлетворение желаний, проявление силы, спонтанные действия без чувства вины — это то, что движет человеком. Люди на этом уровне в большей степени мотивируются страхом, связанным с выживанием, а также используют все средства эксплуатации, чтобы получить власть (Graves, 1974). Когда люди начинают задумываться о своей смертности и когда импульсивная жизнь оборачивается тяжёлым уроном, некоторые переходят на следующую волну развития (Graves, 1974).

Синий
Из хаотичного и обычно кратковременного стиля жизни на красном уровне возникает синий уровень сознания, когда люди начинают думать о том, что мир божественный, контролируемый и наполнен смыслом. Здесь мы видим послушание авторитетам, и впервые на витке развития человечества приходит чувство вины, создавая на этом уровне желание сделать всё правильно, делать добро и жертвовать сейчас, чтобы получить вознаграждение после смерти (Ooten, Unpublished).

На этом уровне сознания люди с большой вероятностью будут искать смысл в основаниях и могут посвятить себя крестовым походам или джихаду. Доминирует фундаментализм (Graves, 2002; Beck, 2006). «На этом уровне человек принимает своё положение в мире. Неравенство — это факт жизни. Он верит, что задача в жизни — это стремление к совершенству в своей заданной роли — к абсолютному совершенству, независимо от того, насколько высок или низок его пункт отправления» (Graves, 2005, p. 254). Люди, функционирующие на этом уровне, стремятся к безопасности через спасение за принесённые жертвы. Когда они устают жертвовать во имя будущего, тогда возникает оранжевый уровень, где доминирует желание получения немедленной награды (Graves, 1974).

Оранжевый
Эго становится полностью индивидуализированным на оранжевом уровне, превалирует мировоззрение, в котором высоко ценятся независимость, логика, конкуренция, успех, оптимизм и прогресс (Ooten, Unpublished). Мышление оранжевого уровня рационализирует средства для достижения цели. Высоко ценятся научные методы, но обучение ещё происходит посредством испытания на себе и наблюдения за тем, что сработало у избранного числа других людей. Авторитеты, однако, не очень признаются. На этом уровне люди способны видеть много путей решения проблемы; вместе с тем они верят, что есть один лучший путь. Они высоко мотивированы и часто практично, тонко или стратегически манипулируют другими для достижения собственных целей (Graves, 2002). Парадоксально, но люди на оранжевом уровне кажутся себе в высокой степени объективными, тогда как их эго на этой стадии очень субъективно (Ooten, Unpublished). Этот уровень сознания является ключевым для повышения уровня жизни через технологический прогресс для всего мира, но также на нём лежит ответственность за истощение природных ресурсов (Graves, 2005; Beck, 2006). На оранжевом уровне люди мотивированы независимостью и используют науку для достижения материализма (Graves, 1974).

Зелёный
Понимая сильную боль, которая исходит от индивидуации эго, независимости и конкуренции на оранжевом уровне мышления, человек может осознать, что он или она отделились от других людей (Ooten, Unpublished). Необходимость связывания и объединения в сообщества с другими развивается при переходе на зелёный уровень сознания, где заслуживающая доверия группа, внутренний мир и объединение ценятся выше материализма. Мышление на зелёном уровне становится шире и открыто к большему набору решений, чем на предыдущих уровнях. Люди на этом уровне обращают своё внимание на других людей и на равенство в правах, возможностях и ресурсах (Graves, 2005). Но, как ни парадоксально, этот уровень связан с потерянностью в самокопании и использованием большого объёма ресурсов с незначительным результатом. Принятие и гармония среди ценной группы являются для человека ключевыми на этом уровне. Чувства и духовность становятся важнее, чем рациональное мышление и материализм (Graves, 2005). Этот уровень сознания в высокой степени идеалистичен и основан на вере в то, что все люди равны, и, следовательно, равные возможности позволят всем людям расцвести. Существует противоречие между свободой самовыражения и послушанием той группе, которую человек ценит. Консенсус превалирует, тогда как изменение и действие происходят медленно из-за стремления сохранить гармонию внутри группы, рассмотреть все опции и поддержать статус-кво. Этот уровень также наивно верит, что все люди —  любящие, хорошие и могут научиться ценить друг друга (Graves, 2005; Beck, 2006). Люди мотивируются объединением и социоцентрированием для достижение ощущения сообщества (Graves, 1974).

Жёлтый
Переход от первого порядка, или яруса, сознания к жёлтому уровню второго порядка — это «величественный скачок», согласно Клеру Грейвзу (1974, 2005), когда человек понимает, что равное распределение ресурсов среди всех людей и ожидание того, что все люди будут в равной степени хорошими и любящими, создаёт больше проблем, чем решает. Этот скачок может произойти, когда условия жизни складываются так, что серьёзно угрожают выживанию, и человек должен заново научиться тому, как выживать (Graves, 2002). Сейчас в мире есть небольшое количество людей, которые функционируют на втором порядке существования, но вид в целом ещё не дорос до этого уровня (Ooten, 2010).

Следование выбранной группе на зелёном уровне трансформируется в принятие всех людей такими, какие они есть и где они есть, на втором порядке. Это принятие позволяет людям на жёлтом уровне сознания говорить, слушая других, независимо от их уровня. Хаос рассматривается как часть естественного порядка и императива для изменения (Graves, 2005). Люди очень гибки в своём мышлении и могут смотреть на вещи с точки зрения, превосходящей все уровни первого порядка вместе взятые (Graves, 2005). Подчёркивается реальность существования, которое взаимосвязано с духовностью. Человек выходит за рамки сфокусированного на себе существа, у которого есть инстинктивные и эмоциональные импульсы, и становится тем, кто в состоянии выражать себя на благо себе и другим (Ooten, Unpublished). Люди на этом уровне живут из понимания взаимосвязи всего человечества и того, что то, что влияет на одного человека, влияет на всё целое. Фокусом внимания становится продолжение существования всех форм жизни (а не только человечества) с использованием тех средств, которые соответствуют месту и времени (Beck, 2006). Методы и мышление являются гибкими, способны приспосабливаться к условиям. Если нужна демократия, используется демократия. Если нужен консенсус, то используется консенсус. Технология высоко приспособлена для индивидуума и всего человечества, чтобы быстро соединяться и взаимодействовать на всех уровнях развития, а также быстро находить способы и ресурсы для решения проблем. Люди на этом уровне могут также выражать некоторую степень высокомерия по поводу своих более широких взглядов и понимания (Graves, 2005; Beck, 2006). Индивидуумы на жёлтом уровне сознания мотивируются продолжением существования и используют принятие, чтобы обеспечить сохранение жизни (Graves, 1974).

Бирюзовый
Бирюзовый уровень возникает, когда технология взаимосвязи жёлтого уровня создаёт хаос и новые глобальные проблемы. На бирюзовом уровне порядок понимается в контексте хаоса вселенной, а духовность и физика соединяются для более глубокого понимания того, как функционируют вселенная и мультивселенная (Graves, 2005). Идея холонов получает воплощение (микрокосм отражает макрокосм, и макрокосм отражает микрокосм; или то, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу). Человек рассматривается как часть большего космоса, коллективного сознания, которая служит для целого и для части одновременно, потому что они нераздельны (Ooten, Unpublished). В понимании такого Единства люди на бирюзовом уровне осознают, что любое действие и бездействие влияют на все существа, на все планетарные объекты, на весь космос (Graves, 2005; Graves, 2002; Beck, 2006). Люди на этом уровне видят землю и все живые существа, которые населяют землю, как один организм и понимают, что жертвы необходимы для продолжения жизни. Эти люди учатся интуитивно и экспериментально, они глубоко обосновались в метафизическом и живут минималистично, чтобы больше создавать для всех (Graves, 2005). Обладая таким широким сознаванием, они могут испытывать сложности с прямым и фокусированным действием. Парадокс принят и считается сущностным (Graves, 2005; Beck, 2006). Люди, которые функционируют на бирюзовом уровне, ценят опыт и через экспериментирование они достигают единства со всем, что есть (Graves, 1974).


Архетипы эннеаграммы внутри уровней сознания

Спиральная динамика — это модель, которая описывает филогенез, эволюцию особей. Эннеаграмма личности — это инструмент, который описывает зафиксированные аспекты личности и описывает онтогенез, развитие отдельной особи. Сочетание двух систем создаёт карту эволюции людей через линзы сознания. Правильно понимая и применяя эти две системы, мы можем развить глубокое сопереживание и понимание наших братьев-людей и можем стать более эффективными в том, что мы делаем (Ooten, Unpublished).

Фиолетовый уровень сознания

Тип один: Судья / Магистрат. Первый тип на фиолетовом уровне сознания функционирует как магистрат. Судья на ранней стадии эволюции занят поддержанием правил группы и инструктированием участников. Главный фокус внимания Магистрата — обеспечить нерушимость групповой структуры, которая обеспечивает всеобщую безопасность. Судья на этом уровне сознания является хранителем ритуалов племени и обеспечивает передачу ритуалов младшему поколению через устную традицию (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип два: Помощник / Страдалец. На этом уровне сознания тип 2, Помощник, функционирует как Страдалец, который неустанно работает над тем, чтобы наш дом / наша земля были безопасным местом для всех. Страдалец пожертвует собой на многих уровнях для того, чтобы обеспечить безопасность группы и продолжение рода (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип три: Делатель / Волшебник. На фиолетовом уровне тип 3, Делатель, функционирует как Волшебник и Маг, готовый защитить группу посредством волшебства, если потребуется. Волшебник неустанно взаимодействует с духами для того, чтобы сохранять мостик между суровой реальностью и магией природного мира, вселенной (Ooten, Unpublished).

Тип четыре: Идеалист / Хранитель Тайн. Тип 4, Идеалист, на этом уровне становится Хранителем Тайн и коммуницирует с магической природой для того, чтобы обеспечить безопасность группы. Хранитель Тайн хранит устные или нарративные традиции, секреты исцеления и секреты природы. Хранитель Тайн общается с таинственными аспектами природы и получает оттуда информацию, которая необходима для безопасности группы (Ooten, Unpublished).

Тип пять: Мудрец / Аскет. На фиолетовом уровне тип 5, Мудрец, становится Аскетом и функционирует как шаман, хранитель мудрости, которая есть в тайнах природы. Аскет — пророк группы, подключённый к вселенской мудрости (Ooten, Unpublished).

Тип шесть: Задающий Вопросы / Визирь. На фиолетовом уровне сознания тип 6, Задающий Вопросы, принимает на себя роль Визиря, становится советником авторитетных людей группы. Визирь свято следует магическим верованиям для того, чтобы группа была в безопасности, одета, обута и накормлена. Визирь использует интуитивные способности, чтобы предугадать и предотвратить опасности, с которыми может столкнуться группа, советуя начальству, как сохранить власть (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип семь: Искатель Приключений / Эльф или Шут. Тип 7, Искатель Приключений, функционирует как Эльф или Шут на фиолетовом уровне. Его роль — поднимать дух группы и делать так, чтобы она считала себя лучшей, чтобы в ней преобладали шовинистические настроения. Он приносит смех и спонтанность, чтобы сплачивать членов группы и смягчать суровую реальность жизни. Лёгкая натура типа 7 обеспечивает проникновение юмора и веселья в каждодневную жизнь, привносит способность смеяться над собой (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип восемь: Защитник / Священнослужитель. На этом уровне тип 8, Защитник, функционирует как Священнослужитель, напрямую коммуницируя с божествами для того, чтобы защищать, контролировать группу и представлять её интересы. Священнослужитель использует себя как защитника, защищая группу от сил природы (Ooten, Unpublished).

Тип девять: Модератор / Мечтатель. На фиолетовом уровне тип 9, Модератор, функционирует как Мечтатель. Он живёт в мире грёз, находясь в трансе, который соединяет магический мир и «реальность». Мечтатель поддерживает ритуалы группы и традиции повседневной жизни, соединяя физический и духовный миры (Ooten, Unpublished).



Красный уровень сознания
Тип один: Судья / Мститель. Тип 1, Судья, на этой стадии эволюции функционирует как Мститель, видит мир в чёрно-белых тонах, как правильный и неправильный, справедливый и несправедливый — и эта оценка зависит от внутренних ценностей. На этом уровне Мститель умудряется сохранить эксплуататорскую позицию, которая поддерживается верой в то, что те, кто критикует меня, сомневается в моей правоте или ставит под сомнение мой авторитет или власть, заслуживают смерти (Ooten, Unpublished).

Тип два: Помощник / Профанная Проститутка. Тип 2, Помощник, на этом уровне функционирует как Профанная Проститутка, контролирует через незаменимость и получает власть через позицию силы или через связь с политическими воротилами, главами преступных кланов или богами. Профанная Проститутка — это не о сексе, а о предложении себя для того, чтобы получить позицию силы. На этом уровне сознания сила достигается через посредничество между политическими воротилами, главами преступных кланов и богами. Мужчины (Профанные Проституты) обычно бывают вторым лицом после самого влиятельного лидера (Ooten, Unpublished).

Тип три: Делатель / Воин. На этом уровне тип 3, Делатель, проявляется как Воин, готовый бороться за то, что по его мнению сделает его успешным и даст признание. Он не променяет свободу на то, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям. На этом уровне тип 3 обычно бывает агрессором, не жертвой — это очень важно, чтобы его считали лидером, тем, кто контролирует. Делатель на этом уровне обычно идёт по головам, чтобы получить высшую награду или позицию. Его кредо — успех любой ценой, потому что у него нет совести, которая его сдерживает. Власть приносит аплодисменты (Ooten, Unpublished).

Тип четыре: Идеалист / Истерик. Тип 4, Идеалист, функционирует как Истерик: или бунтует, или в отчаянии. Он более часто — жертва, а не преступник, потому что движим своими эмоциями и наблюдает, что с ним происходит, а не берёт на себя ответственность за свою жизнь. Истерик позволяет себе проявлять эмоции спонтанно, находится на грани между гением и сумасшедшим. Истерик либо получает лидерство за счёт страсти, либо обретает последователей через страдание (Ooten, Unpublished).

Тип пять: Мудрец / Знахарь. Для типа 5, Мудреца, Знахаря на этом уровне, хорошо быть близко к королю, но не королём. Это позволяет иметь власть на безопасном расстоянии. На этом уровне Знахарь одной ногой стоит на предыдущем уровне — привносит элементы магии, что делает его искусным гением. Будучи Знахарем, он поддерживает позицию интеллектуальной власти и безопасное расстояние от агрессоров. В зависимости от своего интеллектуального мастерства он может занимать позицию либо преступника, либо жертвы (Ooten, Unpublished).

Тип шесть: Задающий Вопросы / Потворщик. Тип 6, Задающий Вопросы, функционирует как Потворщик на красном уровне. У Потворщика есть способность быть либо фобической жертвой, либо контрфобическим преступником. Паранойя в полной мере: «Я — их, до того как они — меня!» и «Лучше ты, чем я!». Фобический Потворщик использует интеллектуальные способности, чтобы быть ближе к власть имущим и чувствовать себя в безопасности. Контрфобический Потворщик становится преступников, интеллектуально защищая свои гедонистические желания (Ooten, Unpublished).

Тип семь: Искатель Приключений / Наркоман. На этом уровне тип 7, Искатель Приключений, функционирует как Наркоман. Наркоман живёт сегодняшним днём, удовлетворяя свои чувственные и сексуальные потребности, потому что «завтра может не наступить». Для Наркомана главное — получение максимального удовольствия на настоящий момент. Наркоман облегчает боль любыми способами. Тип 7 на этом уровне получает власть через «напускание тумана» (Ooten, Unpublished).

Тип восемь: Защитник / Амазонка / Военный диктатор. На этом уровне взрослого психосоциального поведения тип 8, Защитник, является преступником, чрезмерно контролируя и доминируя с позиции тотальности и страха, как Военный Диктатор или Амазонка. Красный тип 8 сохраняет власть и обеспечивает защиту тем, кто полностью подчиняется его воле. Восьмёрка защищает, но за плату. Так как на этом уровне сознания нет чувства вины, его ничего не останавливает в его ненасытной жажде власти и контроля (Ooten, Unpublished).

Тип девять: Модератор / Внутренний Взрыв. На этой стадии развития Тип 9, Модератор, является Внутренним Взрывом и больше осознаёт собственные нужды, а не нужды других людей, чем на других уровнях развития первого порядка. Он движим сконцентрированным внутри и готовым взорваться гневом, что даёт ему возможность потакать своим нарциссическим желаниям. На этой стадии развития у него меньше желания избегать конфликтов, но возникает желание власти над другими, которое не гасится чувством вины. Выражение гнева часто приводит его к изоляции (Ooten, Unpublished).

Синий уровень сознания
Тип один: Судья / Крестоносец. На этом уровне тип 1, Судья, проявляется как Крестоносец, выступающий «за правое дело», который осуждает себя и других, придерживаясь негибкой позиции и следуя законам и правилам признанного им авторитета. Крестоносец верит, что есть только «один правильный путь» для того, чтобы привести в порядок хаос, который был на Красном уровне, путём подчинения личности группе (Ooten, Unpublished).

Тип два: Помощник / Слуга. На этом уровне сознания тип 2,Помощник, ставит себя в позицию Слуги для авторитетного лица, организации или для благой цели, посвящая себя служению и жертвует ради других. На этом уровне тип 2 использует чувство вины как мотивирующий фактор для себя и для манипуляции другими людьми с целью добиться того, чтобы они следовали авторитетным людям группы и правилам для получения награды в будущем (Ooten, Unpublished).

Тип три: Делатель / Король / Королева. Тип 3, Делатель, принимает на себя роль Лидера или Короля / Королевы группы, организации или семьи, как авторитет, которого все должны слушаться на этом уровне сознания. Тройка устанавливает идеалы и ценности, которые помогут максимизировать потенциал каждого и принести успех группе. Тройка верит, что строгое следование правилам игры поможет получить отдачу в будущем. Неустанная работа, самоотверженность и настойчивость ожидаются и являются достаточной наградой сегодня. Чувство вины может выйти на поверхность, если Тройка позволит себе или другим расслабиться (Ooten, Unpublished).

Тип четыре: Идеалист / Живая Жертва. Четвёрка, Идеалист, на этом уровне озабочен внутренним кодексом поведения, что приводит к внутреннему страданию. Четвёрка фунционирует как Живая Жертва для блага всем. Он(а) может стать монахом, живя в изоляции, чтобы исследовать свою вину в том, что был(а) озабочен(а) прежде всего собой, а не другими. Эта склонность может созидать, осуждать или разрушать в зависимости от фокуса внимания конкретного человека типа 4 (Ooten, Unpublished).

Тип пять: Мудрец / Гностик. Тип 5, Мудрец, функционирует как Гностик, будучи держателем знания. Есть некая безопасность в том, что он знает, что он «знает». Это знание используется для того, чтобы группа соответствовала ценностям, следование которым обеспечит хорошую репутацию в глазах тех, кто считается божественной силой (Ooten, Unpublished).

Тип шесть: Задающий Вопросы / Обязательный. Тип 6, Задающий Вопросы, становится Обязательным на синем уровне, так как чувство долга заставляет праведных людей бороться за благо для всех. Тип 6 понимает, что нужны жертвы для того, чтобы обеспечить безопасность группы. Шестёрка жертвует собой и становится частью группы, которая верит, что это единственный путь к спасению. Сомнениям и вопросам позволено исчезнуть из сознания истинно верующего — и это позволяет ему иметь «внешний авторитет», жертвуя «внутренним авторитетом» (Ooten, Unpublished).

Тип семь: Искатель Приключений / Выдумщик. Тип 7, Искатель Приключений, становится Выдумщиком на синем уровне. Выдумщик хочет делать всё, что необходимо, согласно тому, что он напридумывал у себя в голове, чтобы преклониться перед «верованиями» того, кто является авторитетом. Так как «реальность» субъективна, он может жить с ограничениями настоящего, создавая и выдумывая альтернативную вымышленную реальность, чтобы избежать ограничений, которые требует жертвенность. Мотивы и цели важны, но правда относительна (Ooten, Unpublished).

Тип восемь: Защитник / Приводящий в исполнение. Тип 8, Защитник, функционирует на синем уровне как Приводящий в исполнение. Кто-то должен вести крестовые походы или джихад, и восьмёрка способен защищать и воплощать ценности и верования группы, обеспечивая ту безопасность, которая, как считает группа, её спасёт. Тип 8 на этом уровне готов умереть за группу и за правое дело, считая, что это принесёт спасение, абсолютную власть (Ooten, Unpublished).

Тип девять: Модератор / Послушный. Для типа 9, Модератора, достижение непрекращающегося спокойствия ума даётся легко, если следовать «одному верному пути», являясь Послушным. Гармония гарантирована, если принять своё место в этом мире и поддерживать комфорт и стабильность через поддержание отношений. Нет необходимости испытывать чувство вины, если неравенство — это данность, а дисгармония случается, если только не принимать правду. Тип 9 на этом уровне находит безопасность, если не раскачивает лодку, послушание не вызывает проблем, если всё предписано и выбора, по сути, нет (Ooten, Unpublished).

Оранжевый уровень сознания
Тип один: Судья / Аудитор. На оранжевом уровне, тип 1, Судья, хочет достичь самосовершенства. Тип 1 верит, что его путь — это правильный путь; он применяет высокие стандарты целостности и внимание к деталям, чтобы достичь успеха в самосовершенствовании. Единицы на этом уровне озабочены правилами, процедурами, распределением вещей и тем, кто прав, а кто виноват. Аудитор проверяет себя больше, чем кого-то другого (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип два: Помощник / Исполнительный Помощник. Незаменимость в организациях — будь то бизнес, семья или общественная организация — это ключ к успеху для типа 2, Исполнительного Помощника на оранжевом уровне. Тип 2 на этом уровне зачастую предстаёт «серым кардиналом», содействуя тем, кто находится у власти, с целью получения власти и материального благополучия для себя. Исполнительный Помощник часто ставит себя в положение «контролёра» доступа к первому лицу, следя за тем, кто к чему и к кому имеет доступ. Помощник хочет признания, благодарности и награды за то, что он делает (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип три: Делатель / Генеральный Директор. Тип 3, Делатель, обретает и поддерживает безупречный уровень компетентности и эффективности, чтобы достичь вершины. Для Генерального Директора на оранжевом уровне достижение гораздо более важно, чем что-либо иное. Хамелеоновские таланты троек используются для создания «непромокаемого» образа себя, который должен вызывать доверие и уважение у тех, с кем тройка общается. На оранжевом уровне Генеральный Директор хочет, чтобы другие думали, что он знает, что делает, и ведёт остальных туда, куда они хотят прийти. Небо — это ограничение, вершина горы — это то, чего надо достичь в обязательном порядке, неудача не рассматривается как опция. Любой человек и любое событие — это возможность достичь успеха (Ooten, Unpublished).

Тип четыре: Идеалист / Манипулятор. Зависть приводит тип 4, Идеалиста, к конкуренции и к фокусированию на материальных вещах, и на оранжевом уровне он функционирует как Манипулятор. Индивидуализм подчёркивает уникальность и элитарность типа 4, который манипулирует системой для получения того, «что он заслуживает». «Я имею право» — с помощью такой рационализации он позволяет себе всё, чтобы удовлетворить запросы зависти и желания. Имидж создаётся «внешним видом для успеха», продумыванием «образа». Презентация себя и окружающей обстановки сильно подчёркиваются, чтобы усилить ощущение материальной роскоши и благополучия (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип пять: Мудрец / Исследователь. Тип 5, Мудрец, работает на оранжевом уровне как Исследователь, сохраняя энергию для того, чтобы направить её на поиск рациональных ответов и получение наилучших результатов. Повышение интеллектуального уровня, анализ и думание приводят к поиску знания для научной и личной выгоды. Глубокий уровень, своя ниша и исследование — это необходимо для материального благополучия или выгоды для себя. Рациональность считается лучшим философским и научным подходом в жизни. Тип 5 на оранжевом уровне пытается лишить себя тех чувств, которые не могут быть измерены и качественно оценены, и живёт в состоянии суперрациональности (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип шесть: Задающий Вопросы / Безумец. Независимое мышление на оранжевом уровне снижает способность доверять внешним авторитетам, и тип 6, Задающий Вопросы, должен смотреть внутрь себя в поиске авторитета. Но тем не менее, тип 6 продолжает сомневаться в том, что внутри можно найти авторитет. Сомнения во внутреннем авторитете вместе с необходимостью иметь внешнее научное подтверждение приводят тип 6 к исступлению, он становится Безумцем. Веры во внешние авторитеты нет. Также присутствует сильное стремление к материальной стабильности, чего можно добиться только собственными силами. Эта мотивация может привести к мужественному действию, если брать на себя риск, борясь со страхом и вопросами (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип семь: Искатель Приключений / Инноватор. На этом уровне тип 7, Искатель Приключений, видит мир полным возможностей. Как у инноватора, у него много ресурсов, он использует и соединяет возможности, очаровывает других, чтобы получить выгоду для себя. У типа 7 есть дихотомия комплекса неполноценности / комплекса Наполеона, и для того, чтобы избежать болезненного чувства неполноценности, он «выравнивает игровое поле», держа в уме определённый авторитет. Это приводит к косвенному вызову авторитетам, что используется для продвижения по карьерной лестнице (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип восемь: Защитник / Босс. Тип 8, Защитник, проявляется как Босс на оранжевом уровне, мотивируется материальными вещами и любой ценой избегает страха того, что его будут контролировать. На этом уровне Босс хочет сохранить власть, навязывает свою правду при оценке ситуаций и других. Сила и страсть направляются на создание империи. Босс может следовать только очень сильному лидеру, а если такого нет — то сознательно или подсознательно быстро возьмёт эту роль на себя. Тип 8 на оранжевом уровне верит, что быть «островом» — это надёжная защита от уязвимости (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип девять: Модератор / Последовательный. Тип 9, Модератор, будет двигаться вместе с другими, чтобы добиться удовлетворения собственных желаний, — следовать группе выгодно, если она идёт в том же направлении. Последовательный живёт медленно, в постоянном темпе, последовательно подходит к достижению материального благополучия и продвижения. Пассивная агрессивность в поведении помогает сохранять автономность для того, чтобы достичь своих целей, когда они отличаются от целей группы, партнёра, семьи или рабочего коллектива (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Зелёный уровень сознания
Тип один: Судья / Возражающий. Тип 1, Судья, функционирует как «возражатель» на зелёном уровне и возражает против «нормального способа» существования, потому что верит, что есть более совершенный «правильный путь». Единицы становятся генератором хаоса — они встряхивают вещи на зелёном уровне. Возражающий пытается отстоять точку зрения, которая отражает его ценности, такие как разнообразие, справедливость и сохранение окружающей среды. Конфликта в группе необходимо избегать для того, чтобы сохранять гармонию группы, и гнев типа 1 направлен на тех, кто не соответствует принципам и менталитету группы (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип два: Помощник / Мать (Отец) Земли. Тип 2, Помощник, выражает «необходимость быть нужным» на зелёном уровне как симпатию и жертвование собой, чтобы позаботиться о нуждах всех, функционируя как Мать (Отец) Земли. Тип 2 верит, что всем нужна забота и симпатия, а это его версия сочувствия. Мать (Отец) Земли верит, что у него достаточно большое сердце, чтобы отдавать любовь, которая нужна миру. Такие жертвы выматывают и снижают тот вклад, который Помощник может привнести в мир (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип три: Делатель / Политик. Исследование своих чувств становится приемлемым на зелёном уровне, и для типа 3 «делание» начинает ассоциироваться с заботой. Как тип 3, Делатель направляет фокус внимания в своей работе Политика на служение «общему благу». Энергия направляется на то, чтобы сделать мир лучшим местом посредством помощи группам и народам, которые разделают его мнение о лучшем мире. Стремление достичь консенсуса часто тормозит прогресс (Ooten, Unpublished).

Тип четыре: Идеалист / Связующее Звено. Тип 4, Идеалист, на зелёном уровне функционирует как Связующее Звено, соединяя общество и индивидов. Он ценит необходимость связи и служения обществу больше, чем служение себе, что «консервирует» иллюзию оставленности. Много времени и энергии тратится на переживание большого спектра чувств других людей, а иногда и своих. Он делится тем, что происходит в его сердце и что, он верит, будет оценено обществом, а всё темное продолжает держать внутри (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип пять: Мудрец / Профессор. По мере того, как тип 5, Мудрец, начинает больше осознавать других и развивает необходимость связи с обществом, он начинает больше принимать различные пути существования в мире, развивая отношение к людям «живи и дай жить другим» и функционирует как Профессор. На этом уровне тип 5 может начать понимать присутствие в жизни эмоций и потребностей. Он начинает принимать во внимание своё сердце, взвешивать, размышлять о нём (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип шесть: Задающий вопросы / Чемпион. По мере того как тип 6, Задающий Вопросы, начинает понимать, что если «делать это одному», то это не принесёт безопасность, он начинает доверять другим, что позволяет ему начать доверять себе. Он находит связь с другими, выступая Чемпионом в борьбе за права угнетённых и униженных. Имея менталитет сторонника равноправия на зелёном уровне, он до сих пор не вполне доверяет авторитетам и себе как авторитету. (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип семь: Искатель Приключений / Концептуализатор. Тип 7, Искатель Приключений, на зелёном уровне функционирует как Концептуализатор, который понимает, что боль ограничивает не только его самого, но и других. Он хочет равноправного общества, где ограничения жизни отсутствуют для всех. Формирующий понятия направляет свой фокус внимания вовне и симпатизирует окружающим, но для того, чтобы избавиться от собственной боли. Он проявляет высокую степень терпимости к другим способам жить до тех пор, пока эти пути не накладывают ограничения на него самого (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип восемь: Защитник / Покровитель. С пониманием того, что существование в изоляции не приносит счастья, у типа 8, Защитника, возникает ощущение необходимости связи с другими людьми. Но связь с другими требует осознания собственной уязвимости. Энергия, направленная на сокрытие собственной уязвимости, заставляет его быть Покровителем, ведя людей за собой, защищая слабых и обделённых (Ooten,
Unpublished; Ooten, 2010).

Тип девять: Модератор /Приверженец Коммуны. Зелёный уровень для типа 9, Модератора, становится духовным «объездом», когда время тратится на духовные занятия, которые не приносят реального результата. Приверженец, кажется, является частью коммуны, но делает это для того, чтобы избежать конфликта, и на самом деле не вовлечён и не связан ни с кем. Может казаться, что он движется по жизни, но на самом деле его «одурманивают» духовные веяния. Ему может нравиться поиск консенсуса и статус-кво зелёного мема. Эго типа 9, прежде всего, хочет сосуществования с другими, где нет конфликтов и где этот статус-кво легко поддерживать, но избегание конфликта никогда не приводит к настоящей гармонии (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Жёлтый уровень сознания
Тип один: Судья / Идеалист. В важнейшем переходе на второй порядок сознания тип 1, Судья, находит связь со своим сердцем и воплощает сочувствие. Вместо того, чтобы проецировать идеал, Идеалист становится идеалом. С помощью принятия на жёлтом уровне Судья способен ослабить свои суждения и критику других людей. Оценка трансформируется по мере того, как исчезает грань между добром и злом, и Идеалист может позволить себе быть таким, какой он есть, прозревая, что всё является добром (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип два: Помощник / Фасилитатор. Тип 2, Помощник, на втором порядке понимает, что, поскольку он является частью целого всей жизни, его нужды так же важны, как и нужды других людей. Манипуляции превращаются в изобретательность, когда тип 2 функционирует как Фасилитатор и способен сделать так, чтобы потребности и ресурсы сочетались на благо всем, включая себя. «Давать, чтобы получать» превращается в настоящий альтруизм, и знания начинают цениться в той же степени, что и чувства (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип три: Делатель / Учитель. Понимая ценность всех способов существования в этом мире, тип 3 может позволить себе быть настоящим. Когда энергия уже не тратится на создание разных масок для разной аудитории, она может использоваться на реализацию того, что он может предложить миру, распространяя надежду как Учитель. Так как он уже не пытается найти компенсацию за глубинное ощущение того, что у него нет ценности, иллюзия необходимости делать что-то, чтобы его любили, трансформируется в способность наилучшим образом использовать своё время на благо мира (Ooten, Unpublished).

Тип четыре: Идеалист / Интуитивный. Понимая, что всё взаимозависимо, тип 4, Идеалист, полагается на свою интуицию и знает, что во взаимосязанном целом всего хватает и что всё — любовь. Отпуская уникальный образ себя, он одновременно ощущает и индивидуальность, и однородность существования, что даёт ему доступ к его интуиции. С доступом к интуиции его чувство покинутости трансформируется в ощущение того, что он — любовь и свет сердца. Знание того, кто он есть, заряжает его энергией менять мир (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип пять: Мудрец / Квантовый Целитель. Через осознание того, что энергия не создаётся и не разрушается, тип 5, Мудрец, понимает, что ему уже не надо её сохранять, и с помощью непривязанности он может активно взаимодействовать с людьми. Контакт с сердцем обеспечивает то, что знание превращается в понимание, и он становится способен, как Квантовый Целитель, исцелить мир (Esposito, 2008; Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип шесть: Задающий Вопросы / Преисполненный доверия. На жёлтом уровне сознания тип 6, Задающий Вопросы, впервые становится способен доверять себе. Преисполненный доверия трансформирует жесткость и непоследовательность в цельность по мере развития веры. Понимание необходимости адаптивных, гибких систем позволяет ему действовать, доверяя, когда это необходимо, внешнему авторитету, или же быть самим себе авторитетом. «Авторитет может стать авторитетами, потому что я тоже авторитет и доверяю себе» (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип семь: Искатель Приключений / Цельный. На этой стадии эволюции тип 7, Цельный, понимает, что боль — это неотъемлемая часть существования, и удовольствие возможно ощутить только тогда, когда есть боль. Это понимание освобождает сердце и Цельный может начать использовать свои умственные способности для того, чтобы интегрировать сложные концепции, которые описывают аспекты существования и мировые проблемы (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип восемь: Защитник / Коуч. Понимая, что настоящая сила заключается в мягкости и открытости, тип 8, Защитник, может расслабиться и принять свою уязвимость и невинность, что даёт ему настоящую силу. Используя силу, которая приходит от принятия собственной уязвимости, Коуч может вдохновлять других людей и ускорить изменения в организациях и системах (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип девять: Модератор / Посланник. Во взаимосвязанной паутине жизни всё имеет ценность и значение. Это осознание позволяет типу 9, Модератору, чётко выражать свои приоритеты, одновременно взаимодействуя с другими для того, чтобы изменить мир. Отпуская иллюзию отделённости, он видит собственную важность и важность своей работы в мире по мере того, как он служит Посланником для всех людей (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Бирюзовый уровень сознания
Тип один: Судья / Объединяющий. Переходя на бирюзовый уровень, тип 1, Судья, понимает, что всё, что происходит, совершенно «так, как есть», и живёт с позиции единства сознания и спокойствия. Нет плохого и хорошего, правильного и неправильного. С недвойственной точки зрения тип 1 служит вселенной как Объединяющий, и его мудрость направлена на поиск путей в жизни, которые принесут пользу всем и обеспечат продолжение существования (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип два: Помощник / Слуга Общества. Тип 2, Помощник, переходя на бирюзовый уровень, понимает, что у нас у всех есть потребности, мы все любимы и все свободны. Нет разделения между потребностями индивида и общими потребностями одного целого. На этом уровне тип 2 служит с подлинным смирением как Слуга Общества, работая в рамках вселенной, чтобы давать всему целому. Он ощущает себя полностью свободным, так как подчиняется потоку и воле вселенной. Ему никто не нужен, и ему не надо ни для кого никем быть (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип три: Делатель / Благодетель. На этом уровне тип 3, Делатель, больше не рассматривает себя как что-то отдельно стоящее, стремящееся к одобрению и восхищению. Благодетель знает, что мы все ценны, как каждая нота в сложной симфонии жизни, и что вселенная действует «через нас». Каждая нота необходима для того, чтобы создать жизнь, и тип 3 работает, чтобы достигать — для всех (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип четыре: Идеалист / Всевключающий. Тип четыре, Идеалист, понимает, что мы никогда не сможет быть отделёнными, потому что мы едины со всем как интегральный аспект раскрытия реальности и никогда не были отделены от Источника. Воплощая это единство, тип 4 служит как Всевключающий, зная, что мы все — часть ошеломляющей красоты существования, и энергично защищает наше право на продолжение существования (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010). Тип 4 знает, что «мы волны в Океане Бытия». (Esposito, 2008).

Тип пять: Мудрец / Интегрирующий. Понимание, что часть отражается в целом, а целое — в части, позволяет типу 5, Мудрецу, жить с точки зрения универсального безграничного знания, осознавая, что даже незнание — это часть целого. Знание соединено с действием и становится подлинным пониманием коллективного сознания всех живых существ (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010). «Вселенная познаёт себя через нас» (Esposito, 2008). Просветление приходит через опыт прямого знания и интуитивной непосредственной связи с сознанием. Когда напрямую слушаешь единое сознание через внимательное осознавание и медитацию, сомнения и страхи исчезают (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип шесть: Задающий вопросы / Преисполненный веры. Тип 6, Задающий Вопросы, на бирюзовом уровне понимает, что страх — это просто один аспект множественного опыта, и он значит не больше, чем любой другой опыт (Ooten, Unpublished). Осознавая, что жизнь и смерть — это просто энергетические состояния, он понимает, что безопасность всегда присутствует, поэтому доверяет реальности в том, как она разворачивается. Вера и доверие неизвестному дают мужество действовать спонтанно и позволяют типу 6 работать над продолжением жизни (Esposito, 2008; Ooten, 2010).

Тип семь: Искатель Приключений / Возрождённый. Понимание, что ничто не существует вне вечного «сейчас», включая его самого, позволяет типу 7, Искателю Приключений, прийти к выводу о том, что вселенная раскрывается сама, а он играет свою роль в этом. Понимание того, что отдельные части лишь отражение целого, позволяет ему увидеть новые пути пребывания в мире для всех живущих. Развенчание иллюзии ограниченности пространства и времени даёт Возрождённому возможность с постоянством учить людей быть «здесь и сейчас» (Ooten, Unpublished; Ooten, 2010).

Тип восемь: Защитник / Показывающий Путь. Все пути пребывания в мире являются частями целого. Способность видеть правду с разных сторон, энергия, интенсивность и драйв типа 8, Защитника, используются великодушно Показывающим Путь, чтобы поднять уровень коллективного сознания на благо всем. Разрешение себе быть уязвимым позволяет проявиться невинности (Ooten, Unpublished; Ooten,
2010). С возникновением невинности страх, отделённость, гнев и страстные желания растворяются в «покое, превосходящем понимание» (Esposito, 2008). Ведя за собой других с позиции невинности, Показывающие Путь становятся учителями мудрости и воодушевляют других воспринять понимание того, что «Всё едино» (Ooten, 2010).

Тип девять: Модератор / Медиум. Всё существование в целом не может обойтись без каждой его части, и части не могут существовать вне целого. На этом уровне тип 9, Модератор, знает, что Всё есть Любовь, и ничто не может быть отделено от любви. Нет разделения между индивидуумом и Божественным, и он знает, что достоин того, чтобы его видели (Ooten, Unpublished). Он помнит, что «он един с Божественной Любовью, создающей и поддерживающей Вселенную» (Esposito, 2008), и из этого прямого знания он функционирует как Медиум, понимающий всё с точки зрения воплощённой любви (Ooten, Unpublished).

Таблица 1. Описательные фразы типов эннеаграммы и уровни сознания





Таблица 2. Названия типов эннеаграммы и уровни сознания





Заключение

Очень важно помнить, что спиральная динамика — это окрытая система, и пока люди продолжают существовать, новые уровни всегда будут возникать в результате возникновения новых проблем, созданных предыдущим уровнем. Также важно помнить, что все уровни необходимы для человечества. У всех уровней есть свои преимущества и все создают проблемы; нет уровня хуже и нет уровня лучше (Graves, 2005). Мы должны научиться должным образом применять понимание этих уровней на благо всем людям. Наша ответственность, как проводников глубинных потенциалов сознания, состоит в том, чтобы помогать себе и другим передвигаться на новые уровни, только когда есть готовность к этому, и позволять человечеству быть разным. Мы должны помнить, что ни человека в отдельности, ни человечество в целом нельзя заставлять пропускать уровни; мы все должны идти по ступенькам и стадиям эволюции. Внутри нас действует множество уровней в разное время и при разных обстоятельствах (Graves, 2005). Индивидуальная эволюция — это процесс длиною в жизнь. У пути нет конца. Если мы хотим развиваться, либо на индивидуальном, либо на глобальном уровне, мы всегда должны начинать с себя и быть честными по поводу того, на каком уровне мы функционируем. Осознавая это, мы можем бросить себе вызов, чтобы расширяться и развиваться, чтобы найти адаптивные, творческие решения для нашей собственной жизни, для наших личных и рабочих отношений, для мировых проблем. Меняясь сами, мы меняем мир.

Впервые опубликовано: The Enneagram Journal. — 2010. — Vol. 3, Num. 1. P. 33 – 58.
“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
В статье подмечены/замечены некие интересные вещи/факты.
Но она, читая ее дальше и дальше, стала мне напоминать учебник по химии сына, где сначала все элементарно и понятно, ложка уксуса на литр воды, а потом это изображено формулами и уравнениями с использованием дубль ве и прочих букв и знаков, вроде чтоб упростить, но пропустив пару уроков, глядя на эти формулы ты в жизнь не догадаешься, что эта абракадабра/формула из букв и знаков, всего лишь ложка уксуса на литр воды.

может ребенку забавно переводить абстракции формул в реальные/материальные/вербальные объекты/процессы, и обратно эти объекты/процессы записывать/шифровать формулами,может такая разминка шифровка/расшифровка, как кроссворд/головоломка удобоварима молодым умом, а мой ум похоже уже старый, его эти шифровки/формулы и классификации уже утомляют, похоже энергии нехватат на переваривание туды сюды, иногда, мне кажется, я понимаю, почему моему ребенку это неинтересно
Цитата
тень пишет:
Но она, читая ее дальше и дальше... а мой ум похоже уже старый, его эти шифровки/формулы и классификации уже утомляют,
похоже энергии нехватат на переваривание туды сюды

Это личный интерес, о котором мы с ИК немного в "Музыке" порассуждали. :)

Насколько помню Nur знакома с трудами Гурджиева, чего не могу сказать о себе.
Когда она с Лесником обсуждала энеаграмму, для меня был тёмный лес, но если немного поинтересоваться, то ... ;)

Cтатья переводная и при одном прочтении - тоже как бы чаща непроходимая,
я перечитывал некоторые моменты по паре раз и многое становится понятнее.
И ещё понятнее, когда проходишь тесты по энеаграмме.

Их в интеррнете более, чем достаточно, и кратких, и обширных.
Лучше пройти несколько, когда получается один и тот же результат в различных тестах, есть смысл обратить внимание на эти повторы и сравнить насколько это соответствует твоей личности.

©


5тестов для определения вашего Эннеатипа
“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Цитата

юнгианская типология, — это горизонтальные системы

схожие мысли о Юнге высказывал и Головин, он даже критически о нем писал, но есть вещи, по моему мнению, к которым Юнг добрался глубже остальных мыслителей на эту тему рассуждавших, даже так, в некотором деле, на фоне рассуждений/домыслов Юнга, видна несостоятельность мыслей/подходов других психологов, Фрейда например, по этому, мне импонирует то, что они Юнга не отбрасывают

в тексте есть интересные замечания/наблюдения

Цитата
Образ спирали используется потому, что каждый новый уровень включает в себя ценности, навыки и механизмы нижних уровней,

я вижу, что человек содержит в себе это все, и оно интересно в рассмотрении этого в себе и в окружении, как чего то одного целого, но у них пошла какая-то классификация и формировка клише, пусть по другим каким то методам, пусть горизонталь+вертикаль, но клише

Так же и тест:

Цитата
Вы не обязаны полностью соглашаться с каждым словом или утверждением, в том разделе, что вы выберете. Вам достаточно согласиться с тем, что указано только на 80%-90%, но важно принять эти утверждения как относящиеся именно к вам по сравнению с имющимися там утверждениями, содержащимися в других разделах.

что это, как не подгон/загон себя в какое-то клише, отбросьте 10% они не существенны, и войдите/загоните себя в некий тип/уровень и ассоциируйте себя с ним

В общем, я и не фанат Гурджиева, как по мне, его тексты слишком вульгарны (алхимически), то есть, там есть зерна, но может так надо для баланса, там непомерное количество плевел, или шума, который вызывает сильное отторжение. Я считаю, что этот шум очень заразен, и читатели находя зерна незаметно для себя набираются и шума, который в результате глушит то зерно, типа, не так страшен Кастанеда, как тот кто его прочитал, но по моему мнению, Кастанеда гораздо чище Гурджиева.
И еще, как говорят врачи, когда ребенок не хочет есть какой-то продукт,- нет ничего такого полезного в гречке, чего невозможно найти в другом продукте
МИРОЗДАНИЮ НЕОБХОДИМЫ ТВОРЯЩИЕ ДУШИ

Н. Булгаков ©

Среди нас живут люди, чьи души уже воплощались на Земле бесчисленное число раз, на протяжении многих и многих веков.
Как узнать такого человека? Как узнать в нем себя?
Каково это — приходить снова и снова, увеличивая свой жизненный багаж раз за разом — и начиная, тем не менее, каждый раз с чистого листа?
Наши прошлые жизни, наш предыдущий опыт скрыт от нас — Мироздание и Вселенная милосердно опускает завесу перед нашим сознанием и памятью, ограничивая доступ туда, где находится бесчисленное количество пройденных дорог и горьких потерь. Если бы мы помнили всё — мы бы сошли с ума.
Но тем не менее, что-то же должно остаться?
Как вы можете знать — жили ли вы в прошлом на Земле, раньше?
Сколько жизней у вас за плечами?
Есть различные способы выяснить это — начиная ретроспективой памяти и регрессивным гипнозом, и заканчивая опытами глубокой медитации и трансовых состояний. Но всё же есть нечто универсальное, что может свидетельствовать о долгом предыдущем опыте и без всего этого. Некие знаки, некие признаки того, что могут чувствовать и понимать, и знать лишь «мудрые души» — те, кто не первый раз на Земле. И не второй. У кого за плечами долгая цепь прежних инкарнаций.

Давайте рассмотрим некоторые признаки:

НЕОБХОДИМОСТЬ В УЕДИНЕНИИ

Таких людей называют иногда интрoвертами, слабо социализированными членами общества — даже социопатами, но правда в том, что одиночество для таких людей — естественное обыденное состояние: они наслаждаются тем временем, которое проводят сами с собой.

Им комфортно их одиночество. Им достаточно быть просто собой, по сути — им никто не нужен. Им не нужно одобрение или оценка со стороны, общественное признание своих заслуг — они и так догадываются или знают кто они и что они.

Знают давно, знают многое — потому что приходят в этот мир не первый раз. Они были здесь прежде, они были среди людей — на протяжении разных эпох. И в глубине души есть понимание, что жизнь, по сути — игра, где сценарий известен, финал очевиден, развитие сюжета предсказуемо.

Но нет, они не отшельники. Они не чураются компаний, но с большим комфортом и пользой для собственного развития провели бы время на скамье в парке, наблюдая за звёздами или слушая голоса птиц, с редким хорошим другом или наедине с книгой, музыкой - с тем, что полезно и гармонично.

ПОТРЕБНОСТЬ В ПОСТОЯННОМ РАЗВИТИИ

Они не успокаиваются на достигнутом. Они не боятся менять и меняться, с лёгкостью расстаются с тем, чего уже достигли, ради того, что ещё впереди. В них нет страха потерь. Они живут жизнью, которая даёт рост, новый опыт, развитие — жизнью, неразумной в глазах других, любящих покой, комфорт и стабильность.

Они ценят ступени собственного развития настолько, что готовы пройти через боль, страдания, ограничения в чём-либо, потери, через взлёты и падения — чтобы узнать ещё больше о себе, обогатить себя новым опытом и новыми знаниями, открыть в себе новые грани.

Безопасность — в конце их путешествия здесь, на Земле, они хотели бы получить это меньше всего. Отказ от общепринятого, альтернативные вкусы, взгляды, предпочтения. Альтернативная, непопулярная точка зрения, особое, своё мнение.

Средства массовой информации для них слишком предвзяты, обманчивы, поверхностны, загрязнены цинизмом и агрессией, и не несут ничего нового или полезного — за очень, очень редким исключением. Образ жизни окружающих людей кажется им иной раз глупым, бестолковым или скучным, вызывающим разочарование своей бессмысленной, бесцельной тратой сил и времени.

СЧИТЫВАНИЕ СВОИМИ СПОСОБАМИ ИНФОРМАЦИИ, ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУТИ И ПРОИСХОДЯЩИХ СОБЫТИЙ

Они умеют «читать» людей и события. Иногда — с детских лет, проявляя в юном возрасте неожиданно зрелую мудрость и понимание. Достаточно понаблюдать за людьми некоторое время, вступить с ними в недолгое взаимодействие, минутное общение — они уже знают их натуру, жизнь, их радости, заботы, страхи и проблемы, их образ жизни и возможности.

Им ясны и понятны причины различных поступков — в прошлом, настоящем и будущем. Словно у них некое программное обеспечение внутри, позволяющее «скачивать», мгновенно информацию об окружающих людях, о других душах.

Это оттого, что в долгой истории прежних воплощений своей души они взаимодействовали с тысячами и тысячами людей. Они знакомы и с общим поведением, и с психологией людей, и архетипами личности — и для них нет ничего нового в современных людях, ничего такого, чего бы они не знали и не встречали ранее, сотни и тысячи лет назад.

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ТОНКОЕ ЧУВСТВО ЛЮДЕЙ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И ДЕЙСТВИЙ

Они не субъективны, но наблюдательны. Чувствуя людей интуитивно, они видят реальные намерения и желания окружающих. Им не нужны никакие проверки, чтобы узнать, как человек к ним в действительности относится: они видят это в свете их глаз, звуках голоса, в неуловимых переменах и сдвигах энергетического поля при общении — они всё это проходили много раз раньше, и нет ничего нового под солнцем: всё те же людские страсти и желания, чувства и эмоции. Они каждый раз доверяют больше, чем другие с надеждой, что этот мир хоть немного изменился, но попадают и обманываются, но сильно не разочаровываются и не обижаются.

К ним тянутся люди — они оказывают на них необычное влияние, имея проницательность и мудрость, и понимание жизни много большее, чем обычный средний человек.

К ним обращаются за советами, не взирая на то, что они могут быть на 10, 15, 25 лет моложе того, кто пришёл за помощью или объяснением: это не имеет значения, их внутренняя мудрость знает, как справится с невзгодами, пережить трудные времена.

Они не первый раз здесь, хорошо знают жизнь, и в состоянии помочь другим в их переживаниях. Они знают ценность и важность таких вещей, как терпение, уверенность в честности того, кто рядом, самоанализе и осознание себя.

Они хорошо и быстро усваивают уроки жизни и быстро обучаемы. То, что для другого потребует 10 лет, чтобы научиться — для них может занять всего 1 год: ведь их души уже проходили это раньше.

РЕДКО ВПИСЫВАЮТСЯ В ОБЩЕПРИНЯТУЮ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

Они чувствуют себя немного неуместно всю жизнь — начиная с детских компаний, потом в школе, институте, в рабочем коллективе среди коллег, в семье и в кругу родственников, на общих праздниках — словом, везде.

Но им необычайно хорошо друг с другом. Особенно, если это вибрации одной души.

Окружающая система, как правило, безжалостна к ним. Но никакие невзгоды не способны их разлучить. Они пытаются вести себя «правильно», чтобы вписаться и привыкнуть, и стать как все, но всё это кажется бессмысленным: это вроде как быть львом, который думает всю свою жизнь, что он — овца, пытается думать и вести себя, как овца, делает вид, что он — овца. Но в глубине души понимает, что он нечто гораздо большее, чем пытается казаться. Он обнаруживает, что не смотря на все старания, превосходит окружающих во многом, а его жизнь, которую он пытается вести — притворство, словно ролевая игра. Тогда и происходит первоначальное пробуждение.

Они действительно не знают, как вписаться в окружающее общество и стать, как все: наверняка они пытались раньше, но чувствовали неловкость и потерпели неудачу. Но для них это нормально: они не знают, как это быть «нормальным», они искренне не понимают, как некоторые люди могут быть однообразно счастливы и довольны всем, словно под копирку.

У них больше странностей и причуд, чем у обычных людей, и оттого им сложнее найти единомышленников, друзей. Иногда им кажется, что они проживают словно не свою жизнь; что люди вокруг поступают крайне неразумно, и всё вокруг устроено не лучшим образом…

Они понимают, что Жизнь непостоянна, полна перемен, и нельзя всё воспринимать, как должное. Их мало интересуют сами по себе деньги, их интересуют возможности, которые могут они дать, больше всего им хочется раздобыть денег, чтобы уединиться и творить то, что им действительно нравится, без гонки соперничества и выгоды.

Если вы отождествляете себя хотя бы с одним из этих признаков, если чувствуете себя «мудрым» не по годам и вечно молодым внутри, можете быть уверены — вы не первый раз живёте здесь, на Земле.

Не позволяйте никому говорить вам, что вы должны измениться, чтобы соответствовать ожиданиям мира вокруг вас.

Мирозданию не нужны копии и клоны, которые все повторяют, ей нужны души, которые учатся и умеют творить что-то новое, чтобы это было корректно и грандиозно в своих масштабах. Но без всех тех уроков и различных жизненных проблем - достичь искусства быть собой и стать настоящим художником не возможно.

Основной смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы через проявления себя в разных образах и ролях...

“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Цитата
Greg пишет:
Эннеаграмма

Прочел, ничего не понял! Пару лет назад жизнь свела с одной девушкой-профессионалом по этой теме, она с коллегами издала полнейшее исследование по этой теме, но так же мимо сознание всё проскочило. Видно, не моя тема)) Вроде не самый тупой, но хоть убей не въезжаю :Head-On: :do_not_know:
Цитата
Marco пишет:
Прочел, ничего не понял!

Цитата
Marco пишет:
05.10.2018 07:09:22

Marco, в 07:09:22 многие простые новости не воспринимаются, спасибо уже за то, что прочёл :D

У меня было ощущение "ничего не понял",
когда об этом ещё в 2013 г. на ОИ упоминали,
но непонятно и сложно - только на первый взгляд.

Цитата
Marco пишет:
Вроде не самый тупой, но хоть убей не въезжаю

Здесь никто и не сомневается, что ты умный, :)
для начала нужно просто выяснить для себя, что кроется за этим чужестранным словом:

Эннеаграмма личности, или просто Эннеаграмма (с греч. ennea — девять и grammos — фигура) — концепция типов личности и взаимоотношений между ними. Она описывает девять «глубинных подсознательных „драйвов“» и их влияние на мировоззрение, мыслительные, эмоциональные и поведенческие стратегии девяти типов людей (т. н. эннеатипов). Эта модель была разработана в 70-х годах 20 века и в основном базируется на работах Оскара Ичазо[en] и Клаудио Наранхо. Некоторое влияние на развитие модели оказали также идеи Георгия Гурджиева. Wiki

Я не разместил это пояснение в начале темы, поскольку народ у нас продвинутый, неоднократно обсуждали уровни развития, некоторые настойчиво напоминали, что они уже выше большинства обычных троечников ;)
То, о чём ты не понял в статье - девять типов личности, расположенных на окружности на равном расстоянии друг от друга.

Такое изображение символизирует равноценный вклад каждого типа личности в создание целостного мира. Типы соединены между собой не только окружностью, но также так называемыми «стрелками» — сложной внутренней фигурой, вписанной в окружность. Стрелки символизируют изменения в поведении людей в ситуации стресса и в ситуации психологического комфорта
Wiki

И ты без сомнения и читал, и кое-что знал об этом и раньше,
если понадобится вся схема предстанет перед тобой простой и ясной ;)
“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
«Прочёл, ничего не понял»,
и как давай все равно плюсы ставить😂😝
Марко, вот иногда прям офигеваю от твоей непредсказуемости)) ;)
Цитата
Ether пишет:
«Прочёл, ничего не понял»,
и как давай все равно плюсы ставить

За труд) За хорошо оформленный текст) За время, которое Greg потратил.
Да и честно пытался вникнуть. Однако отвлекли дела и в итоге порешил на том, что лучше знать специалиста. Всего не узнаешь)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)