Страницы: 1

Как читать книги. Адлер.

Наверное несколько символично и правильно первой книгой в разделе и на этом форуме разместить именно эту книгу :)
----

Культовая книга Мортимера Адлера, написанная еще в 1940 году. Научает читать книги внимательно. Как побочный эффект: развивает концентрацию,повышает усвояемость знаний и позволяет гораздо быстрее вычленять суть, читать между строк и запоминать.
------

О книге

Вы никогда не задумывались, много ли на самом деле понимаете в тексте? Не доводилось ли вам, открыв прочитанную когда-то книгу, с удивлением отмечать, что вы забыли, о чем в ней шла речь, либо в прошлый раз упустили важные нюансы, а то и вовсе иначе понимали написанное?

А для чего вы вообще читаете? С целью добыть информацию? Убить время? Получить удовольствие от словесного мастерства писателя? Задуматься о жизни? Отточить свою читательскую проницательность?

С момента появления литературы автор и читатель ведут увлекательную игру. Автор посредством текста делится с вами своими мыслями и чувствами. А вы трансформируете вязь букв и знаков препинания в собственные мысли и эмоции. Но совершенно не факт, что они совпадут с авторскими! Изо всей полноты смыслов, заложенных автором в книге, читатель выхватит ровно столько, сколько способен понять. Оттого и разница в восприятии: одни находят какую-либо книгу весьма глубокой, другие — пустой, третьи — заумной.

Чтобы действительно понимать все оттенки смысла, заложенные в словах и фразах, и полностью настроиться на авторскую волну, нужен изрядный читательский багаж, а кроме того, умение читать активно. И именно этого умения многим не хватает. Увы, на гуманитарные науки времени в учебных заведениях отводится все меньше, люди читают все реже, и проблема встает во весь рост: накопленное культурное наследие скоро некому будет оценить. А кроме того, появляются серьезные преграды для самообразования.

Вывод: нужно заново учиться читать. И именно для этого написал эту книгу Мортимер Адлер, американский философ, редактор и преподаватель, всю свою жизнь посвятивший тому, чтобы научить людей любить и понимать книги. Вся она посвящена науке активного, вдумчивого, многоэтапного чтения. Освоив его, вы сможете видеть в художественных книгах сокрытое между строк, слышать музыку слов, ощущать вкус, цвет и запах звуков. А литература нон-фикшн будет приносить вам больше пользы.

От автора

Первым подарком судьбы был мой коллега по курсу, поэт Марк Ван Дорен. Он вел дискуссии о поэзии, а я — об истории, науке и философии. Ван Дорен был на несколько лет старше меня, вероятно, честнее, и лучше умел читать. Мне пришлось сравнивать его манеру преподавания со своей, и врать себе я просто не мог. Чтобы понять книгу, я читал не ее, а о ней.

Я задавал вопросы, которые мог сформулировать кто угодно, не читая книгу — любой, кто перелопатил тонны дополнительных материалов, созданных специально для тех, кто не смог или не захотел читать. И наоборот, его вопросы рождались из содержания книги. Казалось, между ним и автором уже завязались доверительные отношения. Каждая книга представляла для него целый мир, бесконечный простор для исследования, и горе тому студенту, что отвечал на вопросы так, словно вместо путешествия туда лишь прочел путеводитель. Различие было слишком очевидным и невыносимым для меня. Оно ни на миг не давало забыть, что я не умею читать.

Вторым подарком судьбы оказалась моя первая группа студентов. Они тут же бросились вдогонку и научились читать энциклопедии, статьи и предисловия к классике не хуже меня. Один из них, ставший впоследствии критиком, проявлял наибольшее рвение. С неиссякаемым восторгом он пускался в обсуждение всевозможных дополнительных материалов, тем самым указывая мне и другим студентам на необходимость говорить о самой книге. Не хочу сказать, что он или кто-то другой умели читать лучше меня. Безусловно, никто из нас, за исключением Ван Дорена, не читал по-настоящему.

Спустя год в роли преподавателя я избавился от иллюзии о своей начитанности. С тех пор я учил студентов читать, шесть лет в Колумбийском университете с Марком Ван Дореном и еще десять лет в Чикагском университете вместе с президентом Робертом М. Хатчинсом. Полагаю, что за эти годы я постепенно научился читать лучше. Я перестал заниматься самообманом или считать себя специалистом. Почему? Из года в год читая одни и те же книги, я каждый раз обнаруживал то же, что и в первый раз: книга казалась мне абсолютно новой. Перечитывая очередную книгу, я говорил себе, что наконец отлично все усвоил, но с каждым последующим прочтением находил неверно понятые места. После нескольких повторений даже самый отсталый человек поймет, что не умеет как следует читать. Конечно, дело мастера боится, но в искусстве чтения, как и в любом другом, для реализации этой пословицы нужно больше практики, чем кажется изначально
С Уважением
Один из дельных советов книги:
После прочтения книги/главы задавай себе вопросы:
a) О чем эта книга/глава
b)Что конкретно в ней говорится
c)Верна ли эта книга/глава частично или полностью?
d)Какие выводы с прочитанного можно сделать?
С Уважением
[QUOTE]Roi пишет:....
Культовая книга Мортимера Адлера, написанная еще в 1940 году. Научает читать книги внимательно. Как побочный эффект: развивает концентрацию,повышает усвояемость знаний и позволяет гораздо быстрее вычленять суть, читать между строк и запоминать. [/QUOTE
....
---
Ссылка есть?
Цитата
vlgrus пишет:
Ссылка есть?

ССылочка :)
С Уважением
Если, ты не можешь оторваться от книги, а когда тебя оторвали ты не можешь дождаться момента когда наконец опять продолжишь , когда ты целый день на работе думаешь о том, как вечером наконец-то опять доберешься до этой книжки, и когда ты не хочешь чтоб она заканчивалась, значит, ее надо читать. Все в тебя войдет и запишется, и запомнится, и отложится, и если на поверхности ты этого не ощущаешь, то где-то глубже оно осело стопудов.
А если не идет, и не цепляет, так нафиг эту книгу, она тебе не нужна, и нафиг все эти тренинги.

Цитата
Roi пишет:
А для чего вы вообще читаете? С целью добыть информацию? Убить время? Получить удовольствие от словесного мастерства писателя? Задуматься о жизни? Отточить свою читательскую проницательность?

А не надо задумываться, вы получаете удовольствие от чтения, так и читайте на здоровье, вы может через лет 40 поймете почему она вас зацепила, и нафиг все эти анализы, а не получаете удовольствия от чтения, так в топку эту книгу, не вам она написана.
Цитата
Галя пишет:
А не надо задумываться, вы получаете удовольствие от чтения, так и читайте на здоровье, вы может через лет 40 поймете почему она вас зацепила, и нафиг все эти анализы, а не получаете удовольствия от чтения, так в топку эту книгу, не вам она написана.

Вы случаем не о художественной литературе говорите?
С Уважением
Цитата
Roi пишет:
Вы случаем не о художественной литературе говорите?

Нет

Я не думаю, что Григо́рий Я́ковлевич Перельма́н, изучал математику с помощью каких-то тренингов, думаю его просто от занятия этим перло и несло, и донесло до доказательства гипотезы.


А если вас от математики не прет, изучайте философию, не идет философия, читайте историю, не интересно читать историю, рассмотрите нотную грамоту, может вам ботаника интересна, может книги по садовотчеству, или кулинарии, а может вам вообще книги не нужны, было много мастеров и умельцев, не знающих грамоты вообще.

«— Друг мой, если Господь избрал вас, вы в должный срок овладеете его наукой, но если он в мудрости своей считает вас к тому не годным или же недостойным, то со стороны человека было бы сущим безумием вооружать такими познаниями невежду, способного нанести великий ущерб себе подобным.»

не надо себя насиловать, познание должно быть легко и интересно, если нет, не вкуриваете, не запоминаете, значит не то познаете, не вам эти книги писались
Цитата
Галя пишет:
не надо себя насиловать, познание должно быть легко и интересно, если нет, не вкуриваете, не запоминаете, значит не то познаете, не вам эти книги писались

Согласна с Галей лишь отчасти.
Иногда то, что трудно дается тоже может быть нужным, например, если преодоление трудности - собственная задача. Или выработка дисциплины, или тренировка воли, намерения или еще чего.

Лично для меня при выборе делать или не делать, читать или нет, существует один критерий - интуиция. Иногда и не хочу, а она говорит - надо.
Ничто не истинно, поэтому всё истинно.
Галя, мне определенно нравится ваш подход и считаю его, пожалуй, наилучшим. Особенно если ты умеешь различать своих хотелки от своих настоящих Желаний-движений Души.
Данная методичка научает именно сконцентрированному чтению и извлечению максимального количества информации из текста и с практикой этого это начинает происходить на автомате. Как по началу дети с трудом учатся читать и ходить, а научившись пользуются этим в свое удовольствие. Равно как нужно учиться правильно читать книги, нужно учиться грамотно общаться, правильно работать со своей головой, нужно учиться искусству любви и т.п. и т.п.
Людям даны инструменты и возможности и люди должны учиться правильно этим пользоваться, с удовольствием и пользой.

Цитата
Галя пишет:
Все в тебя войдет и запишется, и запомнится, и отложится, и если на поверхности ты этого не ощущаешь, то где-то глубже оно осело стопудов

Может быть, но как показывает практика, такое если и происходит, то у единиц. Обычно у людей все в памяти довольно быстро волнами времени стирается. И все это из-за отсутствия концентрации, сконцентрированного чтения. Возникает необходимость перечитывать, дабы освежить в памяти забытые фрагменты.

Впрочем, необходимость перечитывать возникает и при концентрированном чтении, поскольку ты продвигаешься вверх по спирали познания и перечитывая видишь новые фрагменты, новые знания, некоторые места открываются в несколько ином, более глубоком смысле и ты все более начинаешь читать между строк, начиная улавливать дух автора, то скрытое, что стоит за словами приближаясь к тем действительным мыслям, которые автор хотел до нас донести.

Однако, это два разных мотива для перечитывания. В первом случае ты не поднимаешь вверх по спирали познания, а пытаешься выбраться из пробуксовки, возвращаясь до уровня понимания которое было в момент прочтения
С Уважением
Цитата
Искатель кладов пишет:
Иногда то, что трудно дается тоже может быть нужным, например, если преодоление трудности - собственная задача. Или выработка дисциплины, или тренировка воли, намерения или еще чего.

Лично для меня при выборе делать или не делать, читать или нет, существует один критерий - интуиция. Иногда и не хочу, а она говорит - надо.

Да, это целое искусство, отличать хочу от надо :)
Причем практикуясь в этом"надо" оказывается, что следуя этому надо ты словно преодолеваешь в себе те тормозящие силы, которые словно удерживают тебя от развития через изначально несколько негативные ощущения от процесса.
А потом ты начинаешь испытывать энтузиазм и тебя просто "прет" от этого))
Думаю, тебе это более чем знакомо! :)

Цитата
В человеке заложено две натуры: одна стремится двигаться вперед, другая тянет нас назад. От того, какую мы развиваем, зависит, кем мы станем. Каждая из них стремится получить контроль над нами. Лишь наша воля определяет исход.
С Уважением
Цитата
Roi пишет:
Причем практикуясь в этом"надо" оказывается, что следуя этому надо ты словно преодолеваешь в себе те тормозящие силы, которые словно удерживают тебя от развития через изначально несколько негативные ощущения от процесса.
А потом ты начинаешь испытывать энтузиазм и тебя просто "прет" от этого))

Да, и это показатель, что ты идешь туда, куда надо. :) При условии, что это не бравада от собственных преодолений. Тогда это временный подъем, а за ним спад.

Цитата
Roi пишет:
Думаю, тебе это более чем знакомо!

Думаешь или чувствуешь? ;)
Ничто не истинно, поэтому всё истинно.
Цитата
Roi пишет:
Как по началу дети с трудом учатся читать и ходить,

Я рано пошла (в 8 месяцев) – как и мои дети рано пошли, им это было в кайф, их от этого перло, думаю меня тоже. Читать мне тоже было в кайф, стоило мне вкурить как эти буквы-значки образовывают слова, меня тут же поперло, я читала все, периода по слогам у меня не было, было как в фильме «матрица» - Тринити подключила программу вождения вертолета и кто-то полетел, мне кто-то подключил программу чтения и меня понесло
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)