Страницы: 1 2 След.

«Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью»

Дмитрий Лихачев о том, как научиться учиться
- портрет академика Д.С, Лихачёва, художник А. И. Васильев.

«Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью» (см. на сайте)

«Письма о добром и прекрасном», в которых академик Дмитрий Лихачев размышляет о вечном и дает советы молодым,
стали бестселлером еще в 1985 году и были переведены на многие языки.
Несколько писем академика— о том, почему карьеризм может сделать человека несчастным и невыносимым,
как интеллигентность поможет жить долго и для чего человеку «бескорыстное» чтение.
Прекрасные мысли!
"учитесь учиться" даже без комментариев, всё так!
Начав так жить ты напротив будешь испытывать счастье от этого динамизма жизни, от постоянного развития, внутренней экспансии и жизнь без этого как раз таки будет казаться тебе скучной..

Про чтение тоже абсолютно прав! Мне понравились слова одного из шефов шугла и в тоже время немного грусти вызвали, что мир будет делиться на элиту, которая много читает и обывателей, для которых лонгриды смерти подобны.
Уже сейчас сильно видна разница между людьми клипового мышления и основательного..

А вот про интеллигентность сказано отлично, но под его определение не совсем интеллигентность подходит. Все же, у всех ассоциативный ряд другой возникает при этом термине.
Он дает описание человека открытого, живого ума и благородного характера.
Про таких говорят "аристократы духа"..
🌬
см. здесь

Цитата
тень пишет:
Да, всем нужны страсти-мордасти, с всплесками энергии/чувств, такая штучная подпитка.
Заглядывала на другой сайт/форум, ни о чем, зато с какими страстями, суть не в теме, а в страстях, предмет спора на втором плане или неважен, он лишь как повод, вот это и есть уроборос, комфортно так, ну и ладно.

Форумы разные, кто-то только в страстях заинтересован, поискрить или потроллить :)
но ты неоднократно писала, что тебе интересно что-то новое узнавать, чему-то учиться.

Цитата
Заметил, если без страстей и возмущений, так и поговорить не о чем и сказать нечего?

Заметил и замечаю.
Страсти хороши, но в балансе, часто в пылу страстей забывают о чём спорят:
"... предмет спора на втором плане или не важен..."

Начинают виртуально драться и обижаться, кто-то хлопает дверью и уходит, иногда "навсегда".
Потому моё внимание и привлекли "Письма о добром и прерасном".
Многое, о чём автор писал, всегда актуально, и о "чему-то научиться",
и о тех же спорах.

Цитата
Д.Лихачёв пишет:

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.
Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).


Цитата
Marco пишет:
А вот про интеллигентность сказано отлично, но под его определение не совсем интеллигентность подходит.
Все же, у всех ассоциативный ряд другой возникает при этом термине.

Нельзя сказать "за всех",
охватить всех - это дело статистики, но на практике этого не удаётся, кого-то дома не окажется, кто-то отвечать не захочет.

Интеллигентность - обширное понятие.

Интеллигентность (латинское intelligens — понимающий, мыслящий) – совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, являющимся носителями культуры.-А.В. Петровский

По-моему Д. Лихачёв раскрыл достаточно подробно.
Цитата
Greg пишет:
Заметил и замечаю.
Страсти хороши, но в балансе, часто в пылу страстей забывают о чём спорят:

Если делать что-то под действием эмоций, ничего же путного никогда не получится, они глушат трезвое восприятие переключая его на себя.

Но ничего нет лишнего, страсти/эмоции, конечно не надо глушить и отбрасывать, по ним надо пройти к истоку, они стоят большого внимания, черезмерная радость или ненависть или что еще, это как попытка души вырваться из неких пут психологических, если их подавливать не разобравшись, взрыв со временем может произойти еще больший и с еще более худшими последствиями

Знаешь, как например, сначала человек терпит какую то несправедливость/ущемление по отношению к себе, на работе например, терпит-терпит, а потом выплескивает на кого-то, например, слабее себя, ребенка, жену. Человек измотан работой и причина в неправильном к ней подходе или может дело ему не по душе, а он злится и думает, что ребенка родил бестолкового, и готовый его разорвать за двойку в дневнике.

Блин, по до мной живет женщина, одинокая, курит много, нет у ней мужика, не складывается, слышали бы вы как она измывается над ребенком делая с ним уроки, какой он у нее и полный дебил и неуч, крики как будто не подомной, а в моей квартире, и с каким рвением она эти уроки с ним делает, прям до фанатизма, и на каникулах, и по выходным, а он так забит ее криками, что вообще не понимаю, как он там еще хоть что-то соображает.

"Если страсти беспокоят вас, не реагируйте и не возмущайтесь. Сознательно удовлетворите их и затем избавьтесь от них. "
Знаешь Грег, еще считаю есть один вид чтения, описания которого нет у Лихачёва.

Я читала «Конармию» Бабеля последний раз еще в школе, сейчас взяла ее еще раз, и поняла, что в школьном возрасте, так мало прожив, я не могла ее понять/воспринимать так как сейчас, вообще, считаю, с точки зрения ребенка, в возрасте чтения всякой фантастики и чего-то чудесного/загадочного, рассказы Бабеля это описания некой неинтересной/непонятной бытовухи, но я не могла оторваться. Когда я сказала отцу, что мне нравится эта книжка, возраст раскрытия чего-то нового во всем, он улыбнулся, типа, еще бы.

В общем, у меня чувство, что во мне как бы два человека, два я, и Бабеля читало именно второе недоступное я, а то я которое ребенок, не могло своим умом объять и понять всего, но второе я какой-то притягательностью заставляло меня читать этот непонятный/неперевариваемый в полной мере детским умом текст. Также мне очень нравился Чехов по непонятной причине, тут ты согласишься, что ребенок ну просто не может понять описываемую ним жизнь взрослых, может некое человеколюбие в текстах этих писателей так притягивало душу, а ум уже на протяжении жизни выходил с этим что отложилось/уже содержалось во втором я, на контакт.

Вот, смотри, у моего сына отличная память, он очень легко запоминает стихи, хотя учится не хочет, вредина, хоть за память спасибо. Так вот, им задали стихотворение Шевченка, которое он написал в состоянии депресии/тоски, но очень красивое как по мне, потому что я взрослая и понимаю, о чем он, я такое уже может ощутила. Ребенок текст не понимает, первая мысль была, какой идиот засунул это в школьную программу, а потом я подумала, ну и что, что не понимает, пусть он его выучил как мантру, но энергетика после этого в нем останется, пусть ум ребенка не понял, но то второе я уже это в себе раскрыло, и когда он подрастет и выйдет на контакт с этим вторым я, в нем уже будет это знание/чувство, он найдет его в себе.

в общем, я о том, что есть тексты которые мы толком не понимаем, а они нас притягивают, их тоже надо читать, потому что они притягивают, даже вот так не понимая до конца, не заморачиваясь их анализом.


----------------------------------

Я уже это вроде рассказывала, вот эту сказку мой ребенок в возрасте года-двух, заставлял меня читать и читать, при том, что он не владел русским, но он слушал ее завороженно. Что он в ней слышал, может и сам не понимал, я то точно не понимаю, но стиль у Толстого, форма изложения классная, правда, как кружево, может это его и притягивало?

Жил у старика на дворе сивый мерин, хороший, толстый, губа нижняя лопатой, а хвост лучше и не надо, ну как труба, во всей деревне такого хвоста не было. Не наглядится старик на сивого, все похваливает.

Раз ночью пронюхал мерин, что овес на гумне молотили, пошел туда. И напали на мерина десять волков, поймали, хвост ему отъели, – мерин брыкался, брыкался, отбрыкался, ускакал домой без хвоста.

Увидел старик поутру мерина куцего и загоревал – ну без хвоста все равно, что без головы – глядеть противно. А что делать?

Подумал старик, да мочальный хвост мерину и пришил. А мерин – вороват, он опять ночью на гумно за овсом полез. А десять волков тут как тут; опять поймали мерина, ухватили за мочальный хвост, оторвали, жрут и давятся, жрут и давятся – ну не лезет мочала в горло волчье.

А мерин отбрыкался, к старику ускакал и кричит:

– Беги на гумно скорей, волки мочалкой давятся.

Ухватил старик кол, побежал. Глядит – на току десять серых волков сидят и кашляют. Старик – колом, мерин – копытом и приударили на волков.

Взвыли серые, прощенья стали просить.

– Хорошо, хорошо, – говорит старик, – прощу, пришейте только мерину хвост.

Взвыли еще раз волки. Пришили.

На другой день вышел старик из избы, дай, думает, на сивого посмотрю. Глянул, а хвост у мерина крючком – волчий. Ахнул старик, да поздно: на заборе ребятишки сидят, покатываются, гогочут.

– Дедка-то, дедка – лошадям волчьи хвосты выращивает.

И прозвали с тех пор старика – хвостырь.

:)
Цитата
тень пишет:
Знаешь Грег, еще считаю есть один вид чтения, описания которого нет у Лихачёва.

Может быть у него их больше, в данном случае выбраны несколько писем.

Цитата
тень пишет:
Также мне очень нравился Чехов по непонятной причине, тут ты согласишься, что ребенок ну просто не может понять описываемую ним жизнь взрослых, может некое человеколюбие в текстах этих писателей так притягивало душу, а ум уже на протяжении жизни выходил с этим что отложилось/уже содержалось во втором я, на контакт.

Я начал сам читать Чехова довольно рано, до того, как стали знакомиться в школьной программе.
Хороших библиотек в нашем детстве было более, чем достаточно, и дома было много книг, возможно поэтому у меня не было привычки перечитывать. Прочитал и переходил к новым.
И фильмы очень мало какие пересматриваю, тоже всё детство каждый выходной - в кинотеатр.
В одном из заграничных обучений преподавательница английского представила нам американского писателя Arthur Cover, которого в США сравнивают с мастером короткого рассказа -Чеховым.
К сожалению, в интернете на русском очень мало его переводов, есть часть книги см.

Поскольку я из России - преподавательница попросила меня рассказать аудитории о Чехове.
Антон Палыч известен просвещённому миру так же, как и Л, Толстой и Ф. Достоевский.
Но если два гиганта - более философы длинных повествований, то Чехов - истинный мастер короткого рассказа, у него нет ни одного большого романа.

Когда я повествовал на английском иностранным студентам о нём, я понял почему перечитывал Чехова.
Его легко и понятно читать, он писал простым доступным языком, без назиданий, без нравоучений, он будто разговаривает с читателем.

Один из редакторов как-то сказал мне, что в его издание приносят много повестей, стихов и даже романы, но очень мало кому удаётся создавать короткие интересные рассказы,
А.П. Чехов владел этим мастерски.

Цитата
тень пишет:
Я уже это вроде рассказывала, вот эту сказку мой ребенок в возрасте года-двух, заставлял меня читать и читать, при том, что он не владел русским, но он слушал ее завороженно. Что он в ней слышал, может и сам не понимал, я то точно не понимаю, но стиль у Толстого, форма изложения классная, правда, как кружево, может это его и притягивало?

Знаешь, перечитал и повеселился, кажется я понял твоего сынулю, почему ему это нравилось.
Мерин-хитрец, большинство детей любит лошадей, волки- злодеи в детских историях, и тут этому ушлому лошаку удалось их перехитрить. Никто не убит, не застрелен, не утоплен, как Муму, и дед с мерином волков победили,
ну и ещё представь жеребца с волчьим хвостом, какой восторг для детских красочных фантазий :laughter:
Цитата
Greg пишет:
По-моему Д. Лихачёв раскрыл достаточно подробно.

Дело в том, что если поспрашивать разных людей о том, кто такой интеллигентный человек, то многие сойдутся лишь на том, что это тактичный, не наглый и начитанный человек.
Термин то хороший, но искаженный в массовом понимании.
Т.е. Ты имеешь ввиду правильное изначальное значение, но люди поймут лишь значение расхожее.
Это тоже, что произошло с прекрасным словом "философ".
С изначального любителя мудрости, умеющего читать книгу жизни он превратился в обыденном понимании в мудренного книгочея, лишенного духа жизни. В человека, который забил голову сложными философскими концепциями.
🌬
"если без страстей и возмущений, так и поговорить не о чем и сказать нечего?"

Цитата
тень пишет:

Да, всем нужны страсти-мордасти, с всплесками энергии/чувств, такая штучная подпитка.

Заглядывала на другой сайт/форум, ни о чем, зато с какими страстями, суть не в теме, а в страстях, предмет спора на втором плане или неважен, он лишь как повод, вот это и есть уроборос, комфортно так, ну и ладно.
.[/QUOTE]

Страсти не нужны. От них проку мало. Кровь, конечно, бурлит, но от страстей в основном беды и проблемы, а также истощение.

Вот Энтузиазм - другое дело.
Это как попутный ветер в парус твоей жизни, как масло в механизме.
Энтузиазм оживляет разговоры, помогает добиться желаемого без всякого ущерба.
Благодаря нему ты плывешь по жизни почти без всякого сопротивления.

Страсти и энтузиазм в чем то схожи.
Но страсти от страсти от темных, энтузиазм от светлых. Если условно.
При страстях в разговорах люди не особо слышат оппонента, а в разговорах на энтузиазме люди открыты и слышат друг друга.
И если вернуться к теме, которую Greg начал, беседа на энтузиазме свойственна интеллигентным людям в понимании Лихачева, а страсти сопутствуют людям, идущим широкой дорогой вниз
🌬
Энтузиазм

если посмотреть значение этого слова в вики, то это эмоция, в общем, объяснение и классификация умаляют абсолют, попытка объяснить словами изменяет и уводит из-за предвзятого отношения к этим словам, а некоторые объяснения в интернете полная противоположность тому что ты сказал

ты наверно подразумевал - это когда человек собрано и мудро идет к достижению чего то, без эйфории, слепого азарта и прочего, что в интернете указано как синонимы этого слова. Кстати, вики как раз ближе из всего написанного в интернете, к тому что ты сказал. Вот деятельность/жизнь Чехова думаю построена на энтузиазме, в твоем значении. Душевный подъем, сила духа объединенная с разумом, который наверно и есть дух. Не путать с энтузиазмом когда не ведают что творят делая революции, или религиозный энтузиазм, это наверно когда берут от духа подъем, отбрасывая разум, подменяя на более удобоваримую умом идею, обычно такой подъем быстро себя вычерпывает, и у разбитого корыта, или за что боролись на то и напоролись.

По результатам можно и определить, чем ты был движим, духом или некой подменой.
КУЛЬТУРА ФЕЙКА

Ученый Андрей Зорин о том, как проверять факты и каким должно быть образование

Ильнур Шарафиев
Нельзя выбрать профессию на всю жизнь, формула «работать по специальности» давно устарела, обязательных знаний в эпоху интернета не существует, а главная проблема сегодняшних студентов — как отличить факт от фейка, считает литературовед и историк, профессор Оксфордского университета Андрей Зорин. В интервью «Теориям и практикам» он рассказал, что делать с переизбытком информации, какие факультеты должны умереть и почему его исследование эмоциональной культуры касается именно образованного человека.
Беседа состоялась в Казани на Зимнем книжном фестивале, куда Андрей Зорин приехал при поддержке премии «Просветитель».


— На YouTube можно увидеть гигабайты видео, где людям на улицах задают базовые вопросы из школьной программы и многие не могут на них ответить. Для вас как преподавателя это является критерием оценки студента?

— Я не делаю предположений касательно того, что должен знать студент, потому что они не оправдываются. Это не значит, что студенты — темные и необразованные люди. Кто-то знает в одной области, кто-то — в другой, единые критерии оценки образования сейчас размыты. Легкая доступность информации, которая добывается одним щелчком, снимает проблему «что я помню, а что знаю». Речь идет о способности думать, видеть мир исторически, понимать какие-то вещи, находить информацию, работать с ней.
В подобной передаче какая-то девушка сказала, что Сталин жил в XVII веке: мне кажется, проблема здесь не в том, что она не знает, когда жил Сталин, а в том, что она не знает, что такое век. Это более серьезная вещь — ей непонятно, что такое история. Образование прежде всего должно быть ориентировано на понимание, самостоятельную работу с источниками и знаниями, развитие умственных и интеллектуальных навыков.
Кроме того, мы имеем дело с гигантским переизбытком информации. Колоссальная проблема сегодняшнего студента — он не может отличить минимально достоверную информацию от недостоверной вообще. Нет культуры различения фейка. Когда студенты мне сообщают исторический факт, я прошу их назвать источник — они теряются, потому что им непонятен сам вопрос.

— То есть для них все то, что есть в интернете, — правда?

– По крайней мере, равноценно и равносильно. Раньше информации не хватало, ее нужно было раздать, а сейчас — гигантский переизбыток, нужно научить человека отфильтровывать, усваивать, обрабатывать.

— Мечты про то, что интернет поможет распространить знания, не сбылись?

— Никакая технология не обеспечит всеобщего счастья. Это все странные фантазии 60-х годов: будет термоядерная энергия — тогда все станут счастливы. Другой вопрос, что интернет — необыкновенно удобная вещь. Электричество не сделало человека счастливее, но сейчас нам без него трудно жить. Да, интернет помогает найти информацию, сокращает время на поиски; я работаю в одном из лучших университетов мира, у нас потрясающая библиотека, где за полчаса можно добыть любую нужную книгу. Тем не менее я читаю с монитора, это все-таки экономит время: более быстрые маневры, навигация по источнику, это повышает возможность самостоятельной работы с информацией, снижая роль посредников.

— Еще одна проблема студентов, которую широко обсуждают, — короткая историческая память. Плохо ли это? И что с этим делать?

— В какой-то степени. Эти люди родились и выросли после гигантского исторического разлома — для них все, что было до 1991 года, покрыто паутиной. Об этом много написано в русской литературе применительно к людям после 1917 года: то, что было до революции, они просто не понимали.
С одной стороны, ну, Атлантида утонула и утонула, а с другой стороны — это опасно, потому что провоцирует ностальгию, делает молодых людей падкими на фальшивые рассказы.

— Не кажется ли вам, что высшее образование не понимает, как встроиться в рынок труда, и слабо понимает, зачем существует?

— Проблема высшего образования — в том, что оно должно решать разные задачи одновременно, а некоторые из них — взаимоисключающие. Высшее образование не слышит потребностей рынка труда, но самое худшее, когда кто-то сверху говорит: «Больше нам не нужны экономисты — нужны инженеры». К тому времени, когда будут программы для подготовки инженеров, их обучат и выпустят, они перестанут быть нужны рынку. Очень неверная идея: проблему соотношения образования с рынком труда нельзя решить административными корректировками.

— То есть некоторые факультеты давно должны были умереть?

— Да. Например, нет никакого смысла тратить на журналистское образование четыре года. Журналистская программа — это хорошая добавка к какому-то качественному гуманитарному, естественно-научному или политическому образованию; к какому-то фундаментальному базовому образованию достаточно добавить год, а то и семестр журналистских навыков — этого будет достаточно. Я наблюдал это зрелище в 90-е годы в РГГУ, когда все новые медиа были заняты нашими выпускниками. Журналисты были просто неконкурентоспособны рядом с выпускниками историко-филологического факультета, людьми с живыми мозгами, которых быстро научили журналистике.

Я воспитывался в такой идеологии, где ты учишься для того, чтобы выбрать себе профессию. Сейчас ясно, что ситуация с «профессией на всю жизнь» изменилась. Более того, постоянно повторяющаяся формула «по специальности или не по специальности» — это вообще ерунда. 80% выпускников не работают по специальности — это стандарт, само словосочетание «работа по специальности», видимо, уходит из нашего обихода, потому что рынок труда меняется с фантастической скоростью. Поступая в учебное заведение, человек не может знать, будет ли востребована его профессия через 4–5 лет. Поэтому обучение становится постоянным, возникает необходимость в обучении и переобучении, и это создает совершенно другую логическую ситуацию.

— Понятно, что это пока небольшой феномен, но сайты и издания, которые занимаются популяризацией науки, — это результат того, что люди тянутся к самообразованию? Стоит ли университетам призадуматься?

— Университеты упустили огромный рынок, они не видят гигантской потребности, находящейся рядом, и этот рынок заполняется инициативами. Хорошим университетам было бы что предложить в области популяризации программ — я сейчас пытаюсь наладить сотрудничество между замечательным сайтом Arzamas и университетом, где я в Москве работаю. Может быть, получится, и это станет пионерским проектом в области сотрудничества между университетом и неформальной образовательной просветительской программой. У меня есть чувство, что университет из-за косности и консерватизма без боя сдает огромный рынок.

— Университет, завоевывая этот рынок, должен подстраиваться под требования миллениалов — короткие тексты, видео? Или умение читать длинный текст все еще важно?

— С одной стороны, высшее образование должно учитывать мнение аудитории, с другой — способность прочесть длинный текст — это очень важная наука. Мы с моими коллегами в РАНХиГС разработали программу Great Books, в которой студенты должны за 4 года прочитать 21 книгу из разных областей знания — художественной, философской, экономической. Все это раскидано по семестрам, но читать книги нужно целиком. И это дает замечательный эффект: я вижу, как наши первокурсники с полным чувством собственного достоинства при встрече со своими одноклассниками говорят, что уже читали «Республику» Платона. И это совершенно не противоречит тому, о чем вы говорите, — короткому мышлению, способности быстро переключать внимание и прочее.

— В работе с информацией и с источниками, о которой вы говорили, очень важен фактчекинг. У меня такое ощущение (я замечал это в дискуссиях об истории), что факты отходят на второй план и становится важнее, к кому слушатель испытывает эмоциональную симпатию — и неважно, что человек говорит.

— Это вообще природа человека: тот, к кому ты расположен, кажется тебе более убедительным. Тем не менее любой разговор исходит из того, что есть зона, по поводу которой дискуссии быть не может. Можно спорить, было ли Бородинское сражение победой русской армии или поражением — это абсолютно легитимные разные точки зрения. Но нельзя спорить с тем, что русские войска в битве отступили и сдали Москву; если говорить, что этого не было, то спорить бессмысленно. Вполне допустима точка зрения — ее отстаивал Лев Толстой, — что это была величайшая победа, которая стала в русской историографии господствующей. Очень может быть. Тем не менее было решение отходить, Москву оставить, а французы были разгромлены и отброшены за государственные границы Российской империи после этой битвы. Есть факты, и если мы не признаем их логики, то нам не о чем говорить.

— А что делать с фактчекингом, когда к истории обращаются, например, политики? Нельзя ведь в прямом эфире, например на дебатах, проверить достоверность их слов?

— Правильно — этим эффектом пользуются политики на протяжении многих лет. На это есть экспертное сообщество — правда, оно находится в плохом состоянии и, отчасти по собственной вине, перестало вызывать доверие.

Оксфордский словарь выбрал словом 2016 года «post-truth», то есть «постправда», «после истины». По подсчетам американских журналистов, 70% из того, что в предвыборной кампании говорил Дональд Трамп, было или просто ложью, или частичной ложью. Интересно то, что огромная часть голосовавших за него знают, что он говорит неправду. Врунам верили всегда, но интересно то, что теперь вруну верят, зная, что он врун. Это другое отношение к правде и к реальности, в котором есть много опасного.

— О вашей книге.* Вы говорили, что, изучая архив Муравьева, обнаружили, что он испытывает одновременно две эмоции, потому что является семьянином и дворянином, по-разному реагируя на события, которые происходят в его жизни. Как вам кажется, случается ли то же самое сейчас в интернете, отличается ли образ человека онлайн и офлайн?

— Офлайн- и онлайн-соотношение — это частный случай. В книге есть теоретическая модель, в которой я стараюсь описать ситуацию конфликта разных ценностных и эмоциональных систем. Человек все время живет «с этой стороны так, а с этой — так», один и тот же человек может себя ощущать донжуаном, покоряющим женские сердца, романтически влюбленным в одну женщину, да еще и верным семьянином — все это одновременно. Вопрос в том, до какой степени у него есть потребность быть единым, до какой степени ему легко переходить из одной зоны в другую, как он навигирует внутри них. Здесь всегда интересна конкретная навигация человека в условиях «между».

— Вы также писали о влиянии текстов разных произведений на эмоции человека, когда он примеряет на себя какого-то героя. Сейчас много говорят о конкуренции книги с сериалами, телевизором. Поп-культурные герои тоже влияют на эмоции человека?

— Конечно, просто я писал о литературной культуре, но вообще институты, производящие набор символических образов и чувств, которые человек потребляет, разнообразны: искусство, литература, мифология, религия, идеология, ритуальные практики, повседневная жизнь и, конечно, в последнее десятилетие — СМИ. Очевидно, что они оттесняют традиционные книжные образцы на второй и третий планы. На сегодняшний день книга почти перестала функционировать в качестве значимой эмоциональной матрицы; может быть, серьезное кино еще функционирует в этом плане, а литература — не уверен.

— Людям в принципе все равно — документальная или художественная книга, они в любом случае воспринимают это как поведенческую роль?

— Документальная литература по своей природе менее к этому приспособлена, потому что она, а тем более документальное кино, — это то, что заведомо происходит с кем-то другим. Весь эффект художественного произведения — в отождествлении себя с героем; ты смотришь на него и воспринимаешь рассказ о другом человеке как рассказ о себе. Сделать это с героем документального произведения можно, но гораздо труднее, потому что документалистика привязывает к факту, четко тебе указывает, что разговор не о тебе, а о каких-то других персонажах.

— В каком отношении находятся эмоции и слова, которые их описывают? Например, в татарском языке есть несколько слов, которые, как считается носителями, не переводятся на другие языки. Почему так происходит? Народ думает, что у него есть уникальные эмоции?

— Я не касался лингвистической стороны, у меня ничего не написано о непереводимости понятий. В книге употребляется слово «переживание», которое, кстати, не переводится на английский и французский языки, хотя в русском языке является калькой с немецкого. Таких случаев непереводимости много, но в слове могут конденсироваться важные эмоциональные матрицы: такое количество работ написано о русской тоске как специфически непереводимом переживании, культурном образе, который стоит за этим чувством. Есть близкие по смыслу слова, например английское longing, но это не вполне то.

Другое дело, что слово как таковое редко может служить эмоциональной матрицей, словообразцом для восприятия. Слово очень абстрактно — важнее не лексема, а случай употребления. Мы не просто так думаем о любви, а слышим использования этого слова, и какие-то конкретные использования. В XVIII–XIX веках, например, формула «Я вас люблю» означала предложение руки и сердца, и за этим не было никакого другого варианта, точка. Сейчас это словосочетание не имеет такого значения: если ты соберешься предложить руку и сердце, то тебе надо говорить какие-то другие слова, эти не годятся.

Связь такая есть, об этом много написано — если только мы не считаем, что человек, который не принадлежит к этому народу, не способен испытывать это чувство. Конечно, он способен. А то, что для этих чувств языковое сообщество нашло специфическое слово, указывает на то, что для него оно может быть значимей, чем для других людей.

— В книге подчеркивается, что исследование касается «образованного человека», — это является водоразделом?

— В этот период у русского образованного человека была другая эмоциональная культура, чем у крестьян. Мне говорили, что я отказываю крестьянам в свободной жизни, — ничего подобного, просто у них были другие каналы. Конечно, русскому, французскому или английскому дворянину было легче понять эмоции друг друга, чем русскому дворянину — крестьянина. Они могли находиться на одном уровне, но в настолько разных культурных мирах, что образы чувств были разные.

Та модель, которую я строю, состоит в том, что эмоции — это прежде всего коллектив, потому что эмоциональные матрицы значимы для определенных групп людей, эмоциональных сообществ. Вопрос в том, что каждый человек принадлежит ко множеству разных эмоциональных сообществ. И поэтому эти системы всегда сложно устроены и ты маневрируешь среди разных сообществ, собираешь индивидуальную эмоцию из набора коллективных образцов. Поэтому здесь не может быть противопоставления, не может быть индивидуальной эмоции, в которой не было бы коллективного. Но она у тебя своя, потому что набор тех коллективных эмоций, которые ты приспосабливаешь к конкретной ситуации, всегда разный.

*В 2016 году на премии «Просветитель» Андрей Зорин получил специальную награду «Просветитель просветителей» за книгу «Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII — начала XIX века».
...Плыли как-то вечером две рыбки.
И вдруг первая увидела на поверхности пруда свет.
- Поплыли, узнаем что это!!
Вторая задумчиво посмотрела наверх в сторону света на поверхности пруда и спросила:
- А ты не думала, что лишнее знание - во вред?
- Думать - вредно! - отмахнулась первая и поплыла навстречу свету фонаря в сторону рыбацкой лодки.
Больше ее никто в пруду не видел.
Интересно, есть разница между: "думать" и "лишнее знание"?

——
То, что я сейчас наблюдаю среди тех, кто учится в старших классах ( да и тех, кто закончил универ, но так и не нашёл истинного себя в профессии), - это полная неопределенность и дезориентация.
Бездна информации и сам гаджетно-цифровой уклад жизни тому причина. В редких случаях дети знают, чего хотят и как этого добиться. И это заслуга семьи, прежде всего. Она, как фильтр ( примером, убеждениями и даже запретами) может помочь отсеять лишнее.
Цитата
Ether пишет:
Бездна информации и сам гаджетно-цифровой уклад жизни тому причина.

В точку.
Большинство несчастных страдают по одной и той же причине
🌬
Цитата
Ether пишет:
Интересно, есть разница между: "думать" и "лишнее знание"?

Лишнее знание - то, которое тебе не нужно, но при этом съедает часть твоего энергетического ресурса, который ты мог бы перенаправить на то, что тебе действительно нужно. That's all.
:)
🌬
Цитата
Ether пишет:
То, что я сейчас наблюдаю среди тех, кто учится в старших классах ( да и тех, кто закончил универ, но так и не нашёл истинного себя в профессии), - это полная неопределенность и дезориентация.

Психологи объясняют, что люди взрослеют прим. к 25 г.
В советской и постсоветской системе образования существовало стойкое мнение, что высшее образование надо получать сразу пошле школы.
Т.е. к 22-23 г.г. - выпекается специалист с высшим образованием.

Был знаком с хорошим хирургом, который считал, что медицинское образование нельзя получать тем, кто подзадержался в этом графике до 22-23. Его сына отчислили из меда за лень и неуды, отправили в армию на 2 года. Когда тот, "поумневший" после службы, решил восстанавливаться в мединституте, отец говорил, что время у сына потеряно.
И, как в воду глядел, специалист из сына получился хуже, чем посредственный.

Учить хирургии после 25, возможно, и поздновато, без сомнения есть возрастные ограничения для каких-то образований, как балет, музыка и т.д.
Но специалисты в 22-23 ещё совсем желторотые профи, должны нарабатывать практику.

Школьное бразование - усреднённое для всех, дальнейшее можно получить за деньги, и специалист опять же - необязательно будет хорошим.

Как вы считаете: в чём разница между образованием и образованностью?
Цитата
Marco пишет:
Большинство несчастных страдают по одной и той же причине:
Каждый год подростков опрашивают об их общем счастье, в дополнение к тому, как они проводят свое время. Мы обнаружили, что подростки, которые проводили больше времени, лично общаясь со своими друзьями, занимаясь спортом, посещая религиозные службы, читая книги или даже решая домашнее задание, были в целом счастливее. А те, кто проводили больше времени в Интернете, играли в компьютерные игры, зависали в социальных сетях, писали текстовые сообщения, использовали видеочаты или смотрели телевизор, были менее счастливыми.

Когда-то, когда я жила с отцом своих детей, мы были по делу у одной моей коллеги (старая магирани), и она задала вопрос, как наша совместная жизнь, я искренне ответила, что у нас хорошая жизнь и лучше наверно быть не может, мне действительно так казалось.

Наверно действует принцип, стоит тебе что-то безапелляционно озвучить, как бесконечность покажет несостоятельность твоего вывода.

Когда-то давно у меня была магическая любовь с другим человеком, нечто неподдающееся описанию, когда двое это одно, когда слов не надо, о чем даже не возможно мечтать, так как аналогов нет, мы расстались, сейчас понимаю, что вины нашей не было, мы были еще слишком юны, чтоб противостоять тем силам, которые обычно как пчелы на мед, чем сильнее чувства, тем сильнее им противостояние. Мы расстались - я уехала из города и мы оба пытались создать свои жизни, семьи. У него получилось еще хуже чем у меня, по рассказам поняла что жизнь его стала совсем бесцельной и он умер.


Так вот, сразу после того заявления моей коллеге, я узнала о смерти того человека которого я любила. Он и все чувства к нему так отчетливо всплыли в сейчас, настоящая жизнь показалась в сравнении совсем безэнергетической, в ней оказалось столько бесцветного, пустого, чего я как во сне не видела, я как будто проснулась, если до этого факта я считала себе вполне счастливой, то я увидела все шире или глубже, я увидела что я подавлена, а не счастлива.
Мое "нутро/душа" стало противиться такому настоящему, жизнь стала меняться, или возвращаться в исконное состояние, в том числе я попросила отца моих детей уйти, я увидела что наша жизнь всего лишь имитация жизни. Образно, я наверно и стала чувствовать те чешуйки на мне которые не пропускают свет, избавляться от них.


В общем, если человек вдруг почувствует что он не совсем счастлив, это может значить, что у него стал шире кругозор.

В общем, кто хоть раз глотнул из источника, не сможет больше пить из сосуда, то, что счастье для среднего обывателя, для например Модильяни - хуже смерти, ему ведомы более глубокие стихии и переживания, и в режиме лайт он жить не может, от того как бы несчастен. Его гложет то, чего мы не видим.
В общем, как в притче «ЗВЕЗДА», а нам их не понять.
Цитата
Как вы считаете: в чём разница между образованием и образованностью?
Как между трусами-бокс и плавками)))😂
...Зависит ( как всегда) от того, кто и что вкладывает в понимание того, что стоит за буквами.
Для меня образованность = воспитанность=интеллигентность.
Один понятийный ряд, одно без другого, как правило не существует. Тут мое мнение ближе к ранее высказанному мнению Марко, нежели академическое Лихачевское.
А образование - это тот уровень знаний, который мог быть получен или нет,
« то, что остаётся, если все выученное забыто», набор навыков и скорость находить нужную инфу в голове.
Для кого-то вообще, думаю, это одно и то же.
Но мне не нравится ни то, ни другое слово.
Мне нравится слово ученЬе, которое известно что.
Но, похоже, оно не нравится современности :pardon:
Цитата
Был знаком с хорошим хирургом, который считал, что медицинское образование нельзя получать тем, кто подзадержался в этом графике до 22-23. Его сына отчислили из меда за лень и неуды, отправили в армию на 2 года. Когда тот, "поумневший" после службы, решил восстанавливаться в мединституте, отец говорил, что время у сына потеряно.
И, как в воду глядел, специалист из сына получился хуже, чем посредственный.
Наверно так, и исключения лишь подтверждают такое. Моя подруга после школы осуществляла мечту - поступала в мед ( стала как раз хирургом) пять лет подряд, как раз к 22-23.
Очень хороший специалист. Наверно, потому что именно осуществляла мечту.
Цитата
Наверно действует принцип, стоит тебе что-то безапелляционно озвучить, как бесконечность покажет несостоятельность твоего вывода.
Это только до тех пор, пока не достигнут уровень мага. 0)
Тогда все манифестации действуют с точностью до наоборот.
Цитата
Черти с рогами ( и хвостами) пишет:
Это только до тех пор, пока не достигнут уровень мага.
Тогда все манифестации действуют с точностью до наоборот.

- Никто не безупречен.
- Истинная правда. А жаль
«Твин Пикс»


мне кажется, поэты серебряного века называли это "сознанием Христа", и кажется под влиянием света своей звезды осознавали как им далеко до этого сознания

отсюда и их депрессии их поиски смерти

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

кое кто уверено считает себя здесь магом

-----------------------------




многие критиковали этот памятник,

мы все так же спутаны/запеленаны

только некоторым эти путы мешают, и их душа постоянно мечется и они слышат свою душу

а некоторые вполне себе счастливы, они слышат себя-я, а не душу
Черти с рогами ( и хвостами),

мне снился ныне ночью кратковременный кошмар, вызвал такое неприятие. что я аЖ проснулся и стряхнул с себя этот сон,
подумалось к чему бы эдакое?

Щас чуть чаем не поперхнулся :shot:
прям не знаю, как общаться с такими рогато-хвостатыми гостями,
посчитаю до... подержу паузу :oops:

------------------------

Цитата
тень пишет:
кое кто уверено считает себя здесь магом

Галя,
считать и быть - две очень большие разницы.
Есть у меня одна знакомая, которая в трудные для неё материально 90 г.г. была экстрасенсом.
Недавно разговаривали, спросил - практикует ли?
Она ответила: - Ты чо! Это ж когда было, я уже ничего не помню.
Сейчас у неё состоятельный муж, материальная жизнь хорошо налажена
и всякое там магическое " баловство" она "позабыла". :pardon:
Цитата
Greg пишет:
прям не знаю, как общаться с такими рогато-хвостатыми гостями
Черти с рогами ( и хвостами)

а мне нравится, в духе реализма, на мне тоже этого добра хватает

обратного эффекта от авы не наблюдаешь?

но если джентльмен просит, и он такой чувствительный....


------------------

вспомнилось, просто, не применительно к Нур, просто как один из бесов:

когда моя мама что-то учудит, и все на нее так молча неодобрительно смотрят, она тогда так эмоционально говорит в сердцах, с таким напором на всех, - «да, да, я виновата», в общем, довели пожилую женщину, в общем внешне как бы кается, но посыл - перевести стрелки

Наверно срабатывает зеркально, как мы на нее, так она нас, мы смотрит на нее с обидой, а она отзеркаливает обиду на нас.
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)