Индукция, дедукция...

В своем блоге о индукции и дедукции Форестер затронул глубинные принципы работы нашего сознания. А именно, как функционирует восприятие сознанием окружающего нас мира. В психологии есть понятие гештальт-психологии, от немецкого Gestalt — форма, образ, структура. Предмет изучения - свойство сознания группировать отдельные элементы в один целостный образ. Основной принцип - сумма частей, собранных воедино всегда больше суммы отдельных элементов. Т.е. сознание, объединяя кусочки, добавляет элемент творчества и оживляет мозаичную картинку в законченный и осмысленный образ (форму).
И только познав образ целиком, ты будешь способен распознать каждый кусочек в отдельности. Получается, что индуктивный метод познания мира свойственен лишь тем, кто имеет достаточно высокоразвитую психику, чтобы увидеть в раскиданных кусочках единство. Дедукция же является более простым процессом: зная целое, ты можешь познать и каждый кусочек.
Был такой нехороший писатель - сэр Конан Дойл, который обозвал индуктивный метод расследования Шерлока Холмса дедуктивным, перекосив мозги читателей набекрень!) Прошу, поэтому, не путать творческую индукцию с менее творческим процессом разделения и изучения поэлементно.
Но в процессе познания мира мы используем эти процессы один за другим: сначала индуктивное собирание образа, его осмысление, а потом дробление на элементы и их изучение. Поэтому разделять индукцию и дедукцию было бы не правильно. Это части одного бесконечного процесса познания.
В гештальт-психологии высокоорганизованная психика человека или животного понимается как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строением.
Основными компонентами феноменального поля являются фигура и фон. Часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Первое - фигура, второе - фон. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.
Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека части собираются в целое, организуют гештальт.
Гештальт-психология здорово продвинула развитие психологии вперед к когнитивной психологии.
0  
13.09.2016 08:36:38
Вот было бы забавно, если наш взор еще и собирал образ, на котором фокусирует внимание, в точности, как оно создавало творцом, начиная с мельчайших частиц. ))
Ссылка 0