Страницы: 1

Они видят сквозь пространство и время, а их мозг работает иначе

Эволюционный предшественник нового вида Homo imaginationis


Сергей Карелов ©


Выводы нового исследования Дартмутской лаборатории социальной нейробиологии и Пристонского университета поражают сами по себе. Однако, когда начинаешь задумываться об интерпретации этих результатов, просто едет крыша.
Выводы таковы.
Творческий потенциал зависит от т.н. дистального моделирования — умения человека переноситься в воображении из его реальности «здесь и сейчас» к мирам, удаленным во времени и пространстве: физическом (удаление по расстоянию), семантическом (удаление по смыслу), вероятностном (удаление от текущего понимания вероятностей) и абстрактном (удаление по уровню абстрагирования от реальности).
Звезды креативности обладают уникальными возможностями дистального моделирования, осуществляемого ими путем задействования в мозге особого нейронного механизма — дорсомедиальной подсистемы сети пассивного режима.

Иными словами,

(1) творческий потенциал зависит от возможности мысленно улететь как можно дальше от реальности; (2) этим даром обладают люди, у которых мозг от рождения работает иначе, чем у большинства.

Таким образом, супер-креативные люди — своего рода имаджинавты, способные к ничем не ограниченным перемещениям по неисчерпаемой вселенной воображаемых миров.
Они подобны люденам из романов братьев Стругацких — вымышленной человеческой расе, обладающей сверхчеловеческими возможностями, которые им даёт очень редкое генетическое отклонение — «третья импульсная система».
Но имаджинавты — не плод гениальной фантазии.

Это реальные люди, живущие среди нас.
А их сверхчеловеческая креативность (и, возможно, не только) — столь же редкое генетическое отклонение, как и «третья импульсная система» люденов.


Да и сами братья Стругацкие, конечно же, были имаджинавтами. Кто бы сомневался!

Подробней о задачах исследования и его результатах.

Люди постоянно используют воображение, вспоминая прошлое и планируя будущее: от реконструкции событий собственной жизни до обдумывания своей инвестиционной стратегии. Этот процесс и называется дистальным (дальним) моделированием. По мере того, как моделируемая ситуация становится все дальше от реальности (во всех смыслах: расстояние, время, смысловая дистанция, восприятие вероятностей и преодоление все новых уровней абстрагирования), воображать ситуацию становится все труднее.
У большинства людей пределы дистального моделирования весьма ограничены.
- Каждому легко представить себя таким как есть, послезавтра утром завтракающим у себя на кухне.
- А вот представить себя через 20 лет на островах Фиджи, сменившим гражданство и прошедшим через смену пола, да еще и потерявшим в результате катастрофы руки и ноги, замененные, как у Толи — робота, на биопротезы, — сможет далеко не каждый.

Меган Мейер, ныне директор Дартмутской лаборатории социальной нейробиологии (она была докторантом в Принстоне во время исследования), и ее коллеги предположили, что

творческие способности людей должны коррелировать со способностью к дистальному моделированию.

И в результате проведенного исследования «Creative Expertise Is Associated With Transcending the Here and Now» (Творческий опыт связан с преодолением здесь и сейчас), они это убедительно доказали.
__ __ __ __ __

В исследовании (состоящем из трех связанных тестов), участвовали люди обычных профессий (финансисты, юристы, медики и т.д.) и особо креативных профессий — «творческой элиты»: писатели, режиссеры, артисты и художники — обладатели престижных наград, стипендий, премий на кинофестивалях, творческих конкурсах и т.д.
В первых двух связанных исследованиях перед участниками ставились задачи на дистальное моделирование, типа «представьте, каким будет мир через 500 лет». В результате гипотеза подтвердилась — «творческая элита» продемонстрировала разительно большую дистальную фантазию.


Результат теста 2. Сравнение показателей креативных экспертов («творческой элиты») и людей обычных профессий (А) самооценка успешности своей карьеры; (В) субъективная дистальная живость моделирования и (С) объективная дистальная яркость моделирования. Источник https://psycnet.apa.org/record/2019-05721-001

Тогда авторы поставили следующую задачу — определить,

что такое делается в мозге представителей «творческой элиты» иначе, в результате чего они преуспевают в дистальном моделировании?

Иными словами, обладают ли звезды креатива более сильной «мышцей воображения», подобно тому, как у профессиональных спортсменов несравненно более сильные мышцы, чем у не спортсменов (посмотрите на ноги футболистов, руки бейсболистов и т.д.)?

В третьем исследовании тестирование «творческой элиты» и представителей обычных профессий проводилось в сканере функциональной магнитно-резонансной томографии (fMRI). Им предлагались два типа тестов на дистальное моделирование.
Вообразить и мысленно визуализировать:
- проксимальное (близкое) событие на временном горизонте 24 часа;
- дистальное (далекое) событие, происходящее через 100 лет.

Дистальность (Д) и проксимальность (П) вопросов на воображение разделялась по четырем доменам:
Дистальность (Д) и проксимальность (П) вопросов на воображение разделялась по четырем доменам:
1, П — событие на временном горизонте 24 часа; Д — событие, происходящее через 100 лет.
2, П — покупка подарка ребенку в универмаге своего города; Д — ожидание в очереди за билетом на такси в Токио.
3. П — вы пришли на вечеринку, где никого не знаете; Д — вы — это Барак Обама, пытаетесь ободрить загрустившего друга.
4. П — идете утром выпить кофе; Д — тоже идете утром выпить кофе, но вы другого пола.

При тестах на проксимальные события мозги представителей обеих групп участников работали совершенно одинаково. В их мозге работали участки медиальной префронтальной коры. Ее назначение, согласно статье 2012 года в Neuron, — «реализация ассоциаций между контекстом, местоположениями, событиями и соответствующими адаптивными реакциями, особенно эмоциональными».
Однако, когда дошло дело до тестирования дистальных событий, все изменилось — между двумя группами участников проявилась большая разница.


Результат теста 3. Сравнение показателей креативных экспертов («творческой элиты») и людей обычных профессий. При проксимальном моделировании обе группы показывают примерно одинаковые результаты (слева), а при дистальном моделировании (справа) креативные эксперты показывают лучшие результаты во все 4х доменах. Источник https://psycnet.apa.org/record/2019-05721-001

Для моделирования дистальных событий звезды креатива задействовали другую подсистему мозга — дорсомедиальную подсистему сети пассивного режима — dorsal medial system default network. Она, как известно из предыдущих исследований, ассоциируется с воображением намерений и личностных качеств других людей, а также с целым спектром разнообразных процессов: понимание повествований; физическое, временное и социальное представление расстояния; понимание концепций; создание высокоуровневых конструкций или абстракций.


Нейровизуализация результатов теста 3 для креативных экспертов («творческой элиты») и людей обычных профессий. ( A) зоны мозга показывающие большую активацию для дистального (vs. Проксимального — показан розовый цветом) и проксимального (vs. Дистального — показан синим цветом) моделирования. (С) по сравнению с людьми обычных профессий, креативные эксперты показывают большую активацию дорсомедиальной подсистемы сети пассивного режима для дистального (по сравнению с проксимальным) моделирования. Источник https://psycnet.apa.org/record/2019-05721-001

Такой результат оказался совершенно неожиданным для исследовательской группы.
✔️ Они ожидали, что «творческая элита» использует тот же нейронный механизм для дистального моделирования, что и для проксимального, но просто использует его лучше («мышца воображения» сильнее);

✔️ А на самом деле, оказалось, что они используют принципиально иную подсистему мозга (другую «мышцу воображения»).


Возможные интерпретации результатов исследования

Таких интерпретаций, как минимум, три. Одна круче другой.

Креативные возможности индивида, скорее всего, записаны в генах.

С развитием биоинжиниринга, самые богатые станут и самыми креативными.

Возможно, имаджинавты — это эволюционные предшественники нового вида Homo imaginationis, идущего на смену Homo sapiens.

Рассмотрим эти интерпретации чуть подробней.

Креативные возможности индивида, скорее всего, записаны в генах.

А как иначе? Дистальное моделирование — плод воспитания или тренировок? Крайне сомнительно.
Тем ни менее, исследователи хотят попытаться найти способ тренировки «мышцы воображения». Но факт, что «творческая элита» обладает не просто более развитым потенциалом мозга, а использует для творчества иную подсистему мозга, ставит принципиальный барьер на этом пути. Любая тренировка подразумевает развитие чего-либо: навыка, мышц, реакции и т.д. Здесь же речь о переключении на другую ментальную систему. Натренировать у человека способность подключать для решения творческих задач иную область мозга — видится не очень реальным.

С развитием биоинжиниринга, самые богатые станут и самыми креативными

С развитием науки и практики редактирования генома, рано или поздно, будет найден способ генетического включения «мышцы воображения» — переключения на иную ментальную подсистему. И естественно, такое включение сверх-креативности, в первую очередь, станет доступно элите — властной и финансовой. Это значит, что слова Харари из его «21 урок для 21 века» уже не страшилка удачливого автора бестселлеров, а вполне реальный сценарий, опирающийся на результаты научного исследования.

«Между тем, к 2100 году богатые могут стать более талантливыми, творческими и умными, чем обитатели трущоб. Как только откроется реальный разрыв в способностях между богатыми и бедными, закрыть его станет практически невозможно. Если богатые используют свои способности для дальнейшего обогащения, а за большие деньги они смогут купить себе улучшенные тела и мозг, со временем разрыв будет только увеличиваться. Тогда к 2100 году 1% самых богатых людей может владеть не только большей частью мировых богатств, но и большей частью мировой красоты, творчества и здоровья».

Возможно, имаджинавты — это эволюционные предшественники нового вида Homo imaginationis, идущего на смену Homo sapiens

Ключевую роль в развитии человечества играет массовая кооперация.
Именно ей люди обязаны во всех своих достижениях. Именно она лежала в основе большого эволюционного перехода от генетической эволюции к генно-культурной коэволюции.

Но как справедливо указал тот же Харари,

«огромные массы незнакомых друг с другом людей способны к успешному сотрудничеству, если их объединяет миф. Любое широкомасштабное человеческое сотрудничество — от современного государства до средневековой церкви, античного города и древнего племени — вырастает из общих мифов, из того, что существует исключительно в воображении людей» (выделено мною).

Т.о. воображение людей становится совместным ментальным пространством, вмещающим общие мифы и тем самым обеспечивающим массовую кооперацию незнакомых людей.

И чем сложнее эти мифы, эти фикции, тем более развитые способности к творчеству необходимы людям, чтобы выйти за пределы самих себя, распространяя свое воображение на более отдаленные времена, пространства, перспективы и гипотетические реальности. А как показали результаты исследования Меган Мейер и ее коллег, важнейшим ментальным механизмом такого творчества является дистальное моделирование.
Но как показывали предыдущие исследования, дистальное моделирование повышает ментальный потенциал не только индивидуального, но и коллективного творчества, что связано с моделированием социальных связей и развитием эмпатии. А символические игры детей (игры понарошку), направленные на моделирование множественных социальных перспектив, — есть ни что иное, как развитие ментальных навыков творчества, используемых потом взрослыми.

Наконец, заслуживает особого внимания тот факт, что сверх-навыки креативности, социального творчества и эмпатии ассоциируются с одной и той же подсистемой мозга — default network — сетью пассивного режима. Эта сеть включается, когда наш разум пассивен и ничем не занят. Когда он не отвлекается ни на какие внешние раздражители, а как бы находится в процессе внутреннего диалога и блуждания мыслей («mind wandering»). Активация сети пассивного режима включает процесс блуждания мыслей, который,

- с одной стороны, отвлекает нас от момента здесь-и-сейчас,
- а с другой, включает уникальную возможность людей, которой мы обязаны эволюции, — думать и размышлять о прошлом и будущем, моделировать вещи, идеи и даже чувства, столь удаленные от нашего здесь-и-сейчас, как если бы они находились в других вселенных.

Небольшая часть человечества (примерно 6%) — люди со сверх-развитой креативностью, названные здесь имаджинавтами, в результате эволюции, возможно, получили способность задействования в мозге особого нейронного механизма — дорсомедиальной подсистемы сети пассивного режима.
Результатом этого стала их сверх-креативность, а также, возможно, повышенная эмпатия и особый сорт мудрости (в основе которого способность отстранения от собственного опыта и восприятия вещей и событий с иных точек зрения).

Эволюция мозга человека прошла через несколько этапов: рост объема, усложнение структуры, развитие специализированных подсистем, совершенствование «прошивки», сочетание последнего и предпоследнего для качественного скачка функциональных возможностей разума.

Усиленная активация дорсомедиальной подсистемы сети пассивного режима у малого процента индивидов, возможно, станет их эволюционным преимуществом (что в значительной степени подтверждается вышесказанным).

Получившие эволюционное преимущество перед обычными людьми людены братьев Стругацких решили покинуть Землю.
У имаджинавтов возможен иной вариант — заменить собой большинство человечества, совершив новый эволюционный переход от Homo sapiens к Homo imaginationis — от человека разумного к человеку воображения.
“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
у меня сегодня утром, по просыпанию, перед глазами возникла эта картина, я подумала, что это Босх, у него обычно на картинах много людей и они чем-то всяким таким обычно заняты. Зашла на сайт, а вот оно, это ж надо.
Плюс не за картинку, а за статью.
Думаю, у тебя генетически задействована другая система мозга, ты к этим вторым креативным относишься,

Т.о. воображение людей становится совместным ментальным пространством, вмещающим общие мифы и тем самым обеспечивающим массовую кооперацию незнакомых людей.

развивай способности, думай, излучай в атмосферу свое другое восприятие
Цитата
тень пишет:
у меня сегодня утром, по просыпанию, перед глазами возникла эта картина, я подумала, что это Босх, у него обычно на картинах много людей и они чем-то всяким таким обычно заняты. Зашла на сайт, а вот оно, это ж надо.

Ты права, Питер Брейгель Старший «Игры детей» похоже на Босха.
Оба голландцы, второй родился почти на полвека позже после смерти первого и его часто называют продолжателем дела Босха.

Цитата
тень пишет:
Плюс не за картинку, а за статью.

И, хотя ты не в восторге от плюсования, плюсую и за то, что прочла такое длинное и за то, что вспомнила Босха.

Цитата
тень пишет:
Думаю, у тебя генетически задействована другая система мозга, ты к этим вторым креативным относишься,

Спасибо, но я думаю, из немногих оставшихся здесь общающихся мы все близко к этим вторым креативным.
Ты сама не остаёшься в стороне, открыла тему об ищущих.
Мне, действительно, многое интересно из креативного, и так было всегда, сколько себя помню, и проявляется часто и во многом.
Соседских детей родители определили к репетитору по рисованию. Я начал рисовать после того, как они мне хвастались своими альбомчиками с исполненными заданиями по яблокам и растушёвкам с тенями.
Они занимались может быть одну зиму, а моя креативность стоила мне того, что и в школе, и позже приходилось рисовать то стенгазеты, то для праздников, КВН-ов и т.д. Запоминал шрифты, получил о них элементарные понятия.
С появлением компьютеров возможностей прибавилось, нет, я далеко не программёр, но презентации во время обучений научился делать весьма неплохие.
Участие в КВН заставляло применять поэтические, драматические и проч. таланты
Многие писали, что им нравилась тема на ОИ ~ Странствуя по волнам вдохновения ~ ...
Странник предлагал авторстово другой пользовательнице, но я его ненавязчиво заставил участвовать, и название придумал я, естессно :oops:

Цитата

С развитием биоинжиниринга, самые богатые станут и самыми креативными

Скорее да, чем нет, и дело не только в денежном эквиваленте.
“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Цитата
Иными словами, обладают ли звезды креатива более сильной «мышцей воображения»,
...Вообразить и мысленно визуализировать:
- проксимальное (близкое) событие на временном горизонте 24 часа;
- дистальное (далекое) событие, происходящее через 100 лет.

...Свет иных измерений
Изображения Апокалипсиса встречаются у многих живописцев, но трактовка Босха весьма далека от общепринятых христианских канонов.
На одной из расписанных им фресок, сохранившейся в соборе Хертогенбоса, толпы людей во мраке с простертыми вверх руками наблюдают за снижающимся зеленым конусообразным объектом, внутри которого мерцает яркий белый шар.
Внутри него виднеется фигура без одежды, лишь частично похожая на человека.
Голландский профессор истории и иконографии Эдмунд Ван Хооссе предположил, что Босх предвидел контакт землян с инопланетянами (который, правда, еще не состоялся). А американский парапсихолог и уфолог Джордан Хардс утверждает, что художник и сам был пришельцем, а все его картины изображают не что иное как космические путешествия…

Алхимик, еретик, провидец?

В наше время интерес к Босху даже выше, чем среди его современников.
Одни исследователи полагают, что художник был сюрреалистом эпохи Возрождения, и все чудовищные образы извлекались им из глубин подсознания. Другие видят в произведениях Босха различные символы, связанные с магией, астрологией, алхимией. Третьи убеждены, что Босх был еретиком. Якобы он состоял в Братстве Свободного Духа, членов которого называли также адамитами — секте, возникшей еще в XIII столетии.
Какую же символику на самом деле можно увидеть в творениях Босха?
Так, лестница в эзотерике обозначает путь к познанию.
Перевернутая воронка — мошенничество или ложную мудрость.
Ключ — познание. Отрезанная нога — ересь. Стрела — зло.

А на что указывают изображения животных?
Например, сову принято считать символом мудрости, но у Босха она встречается в контексте, скажем, коварства и греха.
Поэтому логично предположить, что сова, хищная и ночная птица, символизирует темную сторону человеческой природы.
То же символизируют и черные птицы, которые тоже присутствуют на полотнах художника. Жаба в Средние века считалась безусловно «дьявольским» созданием и в алхимии символизировала серу, которая в религии ассоциируется с преисподней…

На картинах в достаточном количестве встречаются сухие деревья и скелеты животных. Это не что иное как символы смерти.
Американская исследовательница, автор книги «Тайная ересь Босха» Линда Харрис считает, что живописец обладал так называемым визионерским (пророческим) даром. Так, картины Страшного Суда она соотносит с войнами и катаклизмами современной эпохи... ©
“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Цитата
Greg пишет:
С развитием биоинжиниринга, самые богатые станут и самыми креативными

Ну, если с помощью хирургической операции какой-то богатый дармоед вдруг увидит мир шире, допускаю, что отбирать ему станет неинтересно, и вообще покажется глупостью и пустой тратой времени материальное накопительство, допускаю, что он может вдруг переквалифицироваться в садовники, например, работая с любовью, а не до изнеможения, или бездельничать станет неинтересно, уменьшатся/изменятся потребности, цель существования.
Не приветствую, когда могут так уверенно определить сколько именно признаков,
но для большей полноты картины, как говорится, почитаем ;)
=================================



Чем отличается творческий человек от нетворческого - 18 признаков ©


Творчество неисповедимо и часто парадоксально. Стабильное креативное мышление это определяющая характеристика некоторых личностей, но оно может меняться в зависимости от ситуации и обстановки. Зачастую вдохновение и новые идеи появляются, казалось бы, из ниоткуда, а затем, когда мы больше всего в них нуждаемся, они пропадают. Творческое мышление требует комплексного восприятия, оно полностью отличается от мыслительного процесса.

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие», - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности ...у этих людей более хаотичный ум».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей.
Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности», считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.
Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает».
Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством», - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.
Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.
«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы ... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе», - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.
«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений», - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего».

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.
«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто», - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.
«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах», - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.
«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду», - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.
«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности», - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.
Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.
«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее», - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли».

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока», который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.
Вы оказываетесь «в состоянии потока», когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.
Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Они соединяют точки

Если и есть отличие между чрезвычайно творческими людьми и всеми остальными, это способность видеть возможности там, где другие не замечают. Многие великие художники и писатели говорят, что творчество это просто способность соединять точки, которые другие никогда бы не догадались соединить.
Стив Джобс говорил, что творчество это объединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они это сделали, они чувствуют себя немного неловко, потому что в действительности они этого не делали, а просто что-то разглядели, соединили со своим опытом и синтезировали новые вещи.

Они постоянно встряхиваются

Разнообразие опыта, больше чем что-либо имеет решающее значение для творчества, говорит Кауфман. Креативщики встряхиваются, испытывают новые вещи и избегают всего, что делает жизнь однообразной или рутинной.
«У творческих людей больше разнообразных впечатлений», - утверждает психолог.

Они находят время для осознанности и медитаций

Творческие личности понимают ценность ясного и сфокусированного сознания, потому что от этого зависит их работа. Многие художники, предприниматели, писатели и другие творческие деятели, использовали медитацию в качестве инструмента для настройки самого креативного состояния души.

Голландское исследование в 2012 г. показало, что некоторые медитативные техники действительно способствуют творческому мышлению. Осознанность связывают с улучшением памяти и внимания, оптимизацией эмоционального состояния, снижением стресса и тревожности, а также с улучшением ясности ума - все это может привести к более креативному мышлению.
“Some day you will be old enough to start reading fairy tales again.”
― C.S. Lewis
Цитата
тень пишет:
Ну, если с помощью хирургической операции какой-то богатый дармоед вдруг увидит мир шире, допускаю, что отбирать ему станет неинтересно, и вообще покажется глупостью и пустой тратой времени материальное накопительство, допускаю, что он может вдруг переквалифицироваться в садовники, например, работая с любовью, а не до изнеможения, или бездельничать станет неинтересно, уменьшатся/изменятся потребности, цель существования.
---
К сожалению это не так (имхо). Если исходно чел.-злодей, то мощь его злодеяний тоже увеличится.
Цитата
vlgrus пишет:
Цитата
тень пишет:

Ну, если с помощью хирургической операции какой-то богатый дармоед вдруг увидит мир шире, допускаю, что отбирать ему станет неинтересно, и вообще покажется глупостью и пустой тратой времени материальное накопительство, допускаю, что он может вдруг переквалифицироваться в садовники, например, работая с любовью, а не до изнеможения, или бездельничать станет неинтересно, уменьшатся/изменятся потребности, цель существования.
---

К сожалению это не так (имхо). Если исходно чел.-злодей, то мощь его злодеяний тоже увеличится.
Очень важное замечание.
Именно поэтому все истинно посвящённые никогда не стремились к намеренному развитию своих экстраспособностей ( сиддх), считая их чем-то вроде цветов на обочине Пути.
Сейчас же с доступом к разным магическим техникам и приемам ( не говоря о биоинжениринге) способность применять свои «силы» оказывается зачастую в очень мерзких и страшных руках.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)